Продолжаем наш киномарафон. Фильмом сентября наши читатели выбрали для нас фильм Томаса Винтерберга - «Охота».
Винтерберг — культовый датский режиссер, известный еще по проекту «Догма» наравне со своим соратником Ларсом фон Триером.
В рамках «Догмы» Винтерберг снял один из своих самых нашумевших фильмов «Торжество». Дальнейшая его карьера тоже была более чем удачной — он завсегдатай на самых крупных фестивалях европейского кино. Винтерберг любит снимать про сильное бытовое, социальное и психологическое неблагополучие, про отношения детей и взрослых, детей и родителей, детские травмы, которые не дают взрослым жить спокойно, про одиноких неустроенных людей — все то, что может окружать любого человека во всей своей неприглядности. Делает он это в лучших датских традициях — честно и без купюр.
Фильм «Охота» получил множество номинаций и несколько наград от европейских киноакадемиков, а так же был выдвинут на Оскар в номинации «лучший фильм на иностранном языке».
Учитель живет одинокой жизнью, все время борется за опеку над сыном. Его жизнь постепенно становится лучше, когда он находит любовь и получает хорошие новости от сына, но его новая жизнь вот-вот будет жестоко разрушена невинной ложью.
Слово по традиции берут наши авторы-кинолюбители.
Марина (Marina Shubina):
Возмущение.
Именно оно кипело во мне, пока я смотрела фильм. Я сказала "кипело"? Нет, оно бушевало и взрывалось внутри меня, заставляя периодически ставить фильм на паузу, чтобы перевести дух и немного успокоиться. Но это не помогло - в начале второго часа я не выдержала и разревелась от захлестнувших меня чувств.
Можете сказать, что виной тому мое предвзятое отношение к детям, но дело вовсе не в нем. Дело в предвзятом отношении_общества_к детям, их поступкам и словам. "Дети не могут врать", - говорили они. Но ребенок соврал. Соврал гнусно, мерзко и - самое страшное - хладнокровно. И все приняли его слова как данность, даже не потрудившись их проверить, ломая тем самым невинному человеку жизнь.
Ох уж эта ограниченность человеческого мышления. Как легко навесить на человека ярлык... на основании чего? Слухов? Чьих-то выдумок? Брошенного кем-то слова? И как далеко люди готовы зайти в своем желании унизить, растоптать, устроить самосуд невиновному, бездоказательно осужденному толпой, ставшему изгоем по ее милости, по воле какого-то случая, из-за нелепого стечения обстоятельств...
Я смотрела много хорроров, триллеров, фильмов про маньяков, их ведь принято считать страшными. Но вот, что по-настоящему страшно. Вот, что по-настоящему тяжело смотреть. И я не знаю, кем надо быть, чтобы остаться равнодушным к происходящему на экране.
И, конечно, не могу не отметить Мадса Миккельсена, потрясающе талантливого актера, чья игра сделала если не весь фильм, то львиную его долю. Я верила ему каждую секунду так, как не верила никому другому здесь. Не знаю, сопереживала бы я так главному герою, играй его кто-то другой, но Мадсу удалось справиться с ролью на все сто процентов и даже больше.
Если когда-то мне предложат посмотреть "Охоту" второй раз, я откажусь. Это очень атмосферный, очень сильный фильм, и я просто не найду сил пережить еще раз то же самое. Но хотя бы раз увидеть его стоит.
Оценка: 10/10
Ника (Nostalgia):
Я не случайно предложила для киномарафона фильм «Охота». Все дело в том, что 2016 год можно сказать, проходит под эгидой борьбы с насилием. Лучшим фильмом по версии киноакадемии в этом году стал «В центре внимания», поднимающий вопрос педофилии. Интернет кишит хештегом #янебоюсьсказать, а теперь еще скандал в той московской школе... Люди все смелее начинают смотреть в лицо социальным проблемам, перестают замалчивать больное, начинается формирование личного мнения, вытесняющего из умов страх и нерешительность.
Но вместе с тем нельзя забывать, что процесс может быть несовершенным. Не всегда изнасилование это действительно изнасилование. Это преступление, которое в первую очередь нужно доказать. Существуют такие фатальные мелочи, такие например, как невинная выдумка ребенка, способные растоптать жизнь благородного человека, сделать его уродом в глазах всех окружающих, лишить смысла жизни.
В «Охоте» развитие сюжета понятно с самых первых минут. Мы только смотрим на то «как» и «насколько далеко это зайдет». Меня искренне поразили методы работы школьного «психолога», который сочинил историю за ребенка, а она только непонимающе кивала в ответ...
Сюжет фильма очень жесток не только по отношению к герою Миккельсена, но и к зрителю, который вынужден наблюдать за необоснованной травлей, сопереживая и искренне недоумевая. Почему не было досконального расследования? Как можно поверить ребенку, который слывет фантазеркой и постоянно дает разные «показания»? Почему взрослые люди, бывшие друзьями день назад, перестают слышать друг друга и не идут на контакт, на разговор? Самосуд в 21 веке – да сколько угодно! Вот что такое ярлык, клеймо, людской бред, молва. Как отмыться от всей этой грязи, как не сломаться, как давать физический отпор, когда твой внутренний стержень сломан самыми близкими и дорогими людьми? Как жить дальше, зная, что все, кого ты любил, хотят, чтобы ты умер?
Одной из самых сильных сцен я считаю случай в супермаркете, когда герой Мадса вынужден ударить человека. Это было не из-за накала эмоций, а по необходимости – ведь если бы он ушел, то ушел бы виновным. Каких сил потребовалось Лукасу для того, чтобы себя отстоять, чтобы снова и снова подставлять себя под удары судьбы, оставаясь при этом человеком?
Концовка фильма совершенно неоднозначная, что называется, открытая. Я почему-то думала, что Винтерберг закончит фильм более драматично. Но и в такой финал я охотно верю. Могло ли вообще быть иначе? Могут ли люди до конца прощать другим людям несовершенные ошибки?
Оценка: 9/10
Лиза (Lizavett):
Когда я смотрю фильмы Томаса Винтерберга, на заднем плане всегда маячит тень Ларса фон Триера. Дело вовсе не в подражательстве, у них разный режиссерский почерк, но волнующие темы и видение мира у обоих похожи. Так и в случае с фильмом «Охота» - смотря его, я не раз вспоминала «Догвилль» и проводила параллели с «Догвиллем». Грейс из «Догвилля» и Лукас из «Охоты» - хорошие люди. Они любят людей, верят в людей, очень добры и всегда готовы помочь. Только Лукас прыгает в ледяную воду, чтобы помочь другу, у которого свело ногу, выбраться на берег. Но «хорошесть» в этом мире, к сожалению, ни от чего не спасает и даже больше — провоцирует на то, чтобы загнать такого человека и съесть его. Как на охоте герои загоняют и убивают беззащитных и безвредных оленей с печальными глазами.
«Охота» при всей своей размеренности, фильм-нерв. Он порождает такую бурю эмоций, что хочется идти убивать, потому что, смотря его, просто взвываешь от всего.
В первую очередь от нелепости происходящего, когда никто не трудится толком разобраться в правдивости слов четырехлетней (пятилетней?) девочки. Впечатление, что окружающие взрослые очень хотят, чтобы сказанное ею оказалось правдой, даже не задумываясь, что непринужденно вешают на человека страшное обвинение. Воспитательница детского сада, дама с очень говорящим лицом (именно такие лица у пресловутых скамеечных бабок, с которых начинаются все сплетни), которая говоря «мы не будем торопить события», тут же созывает родительское собрание, словно для того, чтобы побыстрее крикнуть «ату его, ату!». Левые продавцы с кирпичными лицами в магазине, которые уже заклеймили героя извращенцем даже без обвинения и приговора суда. Друзья детства(!) Лукаса вообще убивают своей реакцией. Ну вот как так? Это же друзья, они же с ним росли, они должны его хорошо знать и должны ему верить!.. Даже дети присоединяются к «охоте», выдумывая байки про подвал, в который их якобы водил Лукас, хотя в его доме нет подвала. И тут нельзя не упомянуть про современный детоцентризм при котором «дети не лгут», «детям надо всегда верить». Причем еще какие-то лет 20-30 назад считалось ровно наоборот — дети все выдумывают и им нельзя верить. Я читала много историй про реальные домогательства взрослых к маленьким девочкам, за которые никто так и не ответил именно по этой причине — детям не верили. Чего только стоит ужасная история «Только не говори маме» Тони Магуайр, в которой уже девочку затравили за то, что она рассказала про насилие со стороны своего отца. Здесь хочется сказать: «Взрослые! Вы бы как-то определились что ли!» Дети с тех пор не изменились, они могут врать, а могут говорить правду, они не ангелы по умолчанию, они очень подвержены влиянию и дурному и положительному, и их, (внезапно!) надо воспитывать. И девочке Кларе из «Охоты» по-хорошему следует не в попу дуть, а хотя бы провести с ней беседу, о том, что нельзя разбрасываться словами, что многие слова имеют свою цену и свои последствия. И что цена слов Клары, это, к примеру, смерть ее любимой собачки Фэнни. И что в будущем нужно внимательнее относиться к тому, что ты болтаешь.
Я, кстати, удивлена, что фильм не закидали гнилыми помидорами педофилофобы, потому что в нем много камешков в их огород и в огород сегодняшней педоистерии в целом. Я это говорю не к тому, что нужно терять внимательность, а к тому, что в любой ситуации нужно в первую очередь включать мозг, а уже потом эмоции.
Но «Охота» это не фильм про детское вранье и несчастное стечение обстоятельств. Это безусловно фильм о травле. Хорошего человека хорошими (вроде бы) людьми. В нем очень тонко прописан механизм ее появления, развития и кульминации. И дано понять, что однажды начавшись, травля уже не прекращается, потому что по большому счету всем уже наплевать «а был ли мальчик?». Главное уже то животное, или человеческое, не знаю, которое побуждает людей сбиваться в стаи и бежать куда-то с факелами крича: «Смерть ему! Смерть!» «Охота» это еще и фильм-зеркало. И люди в нем не милые, не румяные и не белые. Совсем. И тут опять появляется тень Триера, предлагающего разделить с ним его мизантропические взгляды. И в данном случае не сделать этого невозможно.
Мадс Миккельсен здесь прекрасен. Он блестяще справился с ролью в целом, а отдельные драматические сцены с ним просто звенят, заставляя цепенеть и задерживать дыхание. Я глубоко убеждена, что по харизме и таланту он актер уровня Брандо, Николсона, Дей-Льюиса и молодого де Ниро.
Оценка: 9/10
Юля (iYulika):
После множества картин “однодневок” наконец- то появился фильм, который поднял во мне бурю эмоций и затронул сердце. Фильм, под впечатлением от которого находишься не один вечер. А финал картины заставляет размышлять снова и снова.
“Охота” - жестокая кинолента о ненависти людей друг к другу. О том, как одно слово может разрушить жизнь. Картина затрагивает целый ряд важных вопросов: о слепом доверии детям, воспитании, о гонении общества и потере друзей. Перед нами предстает вся сущность человеческой натуры. И становится страшно. Ведь в ситуацию, в которую попал главный герой Лукас, может тем или иным образом попасть любой человек. А вот преодолеть всю жестокость, доказать правоту под силу далеко не каждому. Восхищаюсь выдержке Лукаса, его безграничному терпению и упорству. Мадс Миккельсен замечательно исполнил роль. Он смог показать простого человека, бесконечно доброго, волевого, трогательного, выдержка которого тоже имеет предел. Мне очень понравился фильм. Интересный сюжет, атмосфера страха и безысходности, актерская игра, все просто на высшем уровне. Фильм держал в напряжении до последнего, а финал вызвал еще больше вопросов и рассуждений. Спустя пару дней ловила себя на мысли, что снова и снова думаю об “Охоте”.
“Охота” - не только интересная и сильная драма. Это действительно полезный фильм. Он затрагивает очень много актуальных тем, но главное, показывает, что каждый человек должен “сохранять свою голову на плечах”, не поддаваться “стадному” чувству и не следовать за толпой. Доверять стоит только себе. И даже дети, бывает, нагло врут.
Оценка: 10/10
От редактора: печальный фильм о несправедливости, человеке и толпе глубоко взволновал нас всех. К нему невозможно оставаться равнодушным и мы от всего сердца рекомендуем вам его со средней оценкой 9,5 баллов. Такое кино нужно (хотя бы иногда) смотреть всем думающим людям, чтобы просто... оставаться людьми наверное.
Смотрите с нами только хорошее кино! Всегда ждем ваших комментариев.
Статью для вас подготовила Лиза (Lizavett).
Комментарии
А Голливуд… ну там своя система, американское кино стоИт на своих китах: семейные ценности, добро побеждает зло и пр. Как начали в период Великой Депрессии развлекать народ, чтоб люди в петлю не лезли, так и до сих пор от этого не отошли. Впрочем может и не нужно, развлекать тоже кто-то должен)
А под "Догвиль" я уснула как-то, настолько мне было скучно и непонятно, но я тогда была подростком, поэтому думаю, что надо пересмотреть и попытаться увидеть это уже взрослыми глазами.
Несмотря на мою любовь к мрачному "Мосту", несмотря на то, что фильм, конечно же, задел мои чувства, всколыхнул кучу эмоций, несмотря на то, что мне постоянно хотелось кого-нибудь там избить и заодно стукнуть ребенка (да простят меня все родители мира), я поняла, что просто потратила впустую почти два часа своего времени. Мне не хватило в этом фильме чуть большей справедливости, почему он не вызвал полицию, когда убили его собаку или когда его избили в супермаркете? Это вполне себе наказуемые преступления и люди должны были понести за них соответствующее наказание. Почему он оказался таким тюфяком и не сделал этого?
Фильм длинный и затянутый. Я поняла, что я постоянно отвлекаюсь и только и жду узнать, чем же он закончится. Смотрела ради концовки. "Догвилль" я решусь смотреть только в оооооочень определенном состоянии. В "Мосте" и то куча событий, постоянные загадки и развитие.
Я поняла, что я люблю развлекательное кино, чтоб там была либо загадка, либо экшн. Такие фильмы тоже вызывают у меня кучу эмоций, но я хотя бы смотрю их, чуть ли не переставая моргать, смотря на картинку. Слова "культовый режиссер" и такое же кино, как и "социальное" кино в принципе - не для меня. Не ценю я высокое искусство. В этом я убедилась, просмотрев этот фильм. (Скачала себе все 8 частей Гарри Поттера и начну пересматривать сегодня).
А так он, безусловно, 10 из 10.
Лукас не тюфяк, он хороший человек, добрый и мягкий, ему эта сцена в супермаркете стоила всех душевных сил, какая полиция, он в шоке был. А убийц собаки бы все равно не нашли, скорее всего даже не пытались бы, ведь это "собака педофила".