Какой вестерн без иствудского фирменного прищура? И хотя в наши дни вестерн - не самый популярный жанр, Клинта Иствуда знают все.
Я расскажу о другой стороне таланта этого человека - о режиссуре. Все самые яркие фильмы, срежиссированные Клинтом, появились уже после того, как актеру перевалило за 70. И это вовсе не значит, что фильмы, над которыми он работал, скучны или отдают попыткой прочитать мораль юнцам. Все эти картины очень разные. Их объединяет лишь одно - иствудовская мощь повествования. Каждая история с надрывом, и независимо от того, мелодрама это или фильм о войне, будьте уверены, его кино всегда бьет в яблочко, вызывая множество эмоций.
«Мосты округа Мэдисон» (1995)
Могла ли я не упомянуть об этом фильме? Конечно же нет, ведь это единственная мелодрама, которую я люблю и хочу пересматривать. В этом фильме прекрасно передан фатализм и конечность жизни. Помимо любовной линии, которая на мой взгляд, достаточно грустная и конечно же очень красивая, нам также повествуют о том, как ценно и как (в то же самое время) жестоко к людям время. Как какие-то 5 дней могут навсегда изменить жизнь человека, направить ее в другое русло, помочь примириться с положением вещей.
Это очень честный фильм о том, что capre diem - реальность. Лови момент, наслаждайся сейчас, сию секунду, просто поймай свою мечту и навсегда отпусти ее.
Великолепная Мерил Стрип стала настоящим украшением "Мостов". Ее героиня - прекрасная Франческа, порядочная мать и жена, увядает в американской глуши средь урожаев и скота. Но все меняется, когда ее семья уезжает на ярмарку, а в городе появляется незнакомец - фотограф National Geographic.
Уже в самом начале фильма линия флэшбека дает нам понять, чем закончится короткий роман заезжего фотографа и провинциальной домохозяйки, поэтому здесь не столь важен сюжет, сколько детали, эмоции, не "что", а "как". И все эти тонкости невероятно реалистично повествуют о том, как завязываются человеческие отношения в зрелом возрасте и о том, что каждый все-таки хочет любить и в 20 и в 40 и в 50.
Фильм довольно грустный и долгий, но совершенно не скучный. Я никогда не умела "ловить момент", "жить здесь и сейчас", поэтому там, в кино, я очень рада видеть, что есть такие случаи и такие люди, для которых это возможно.
У фильма была номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль (Мерил Стрип); две номинации на Золотой Глобус — за лучший фильм и за лучшую женскую роль.
«Таинственная река» (2003)
Этот фильм, на мой взгляд, является эталоном детективной драмы. Напряжение такое, что хватаешься за голову. История опять-таки грустная, фатальная, на редкость цепляющая. Никакой недосказанности и шутливости нет и в помине - происходящие события отрезвляющие и очень реальные. Несправедливость, трагизм, надрыв - все это только нарастает к концу фильма, словно снежный ком.
В фильме уже с самых первых его минут создана атмосфера постоянного чувства незащищенности. Зрителя и главных героев преследует опасность, которая витает в воздухе, буквально поглощая все остальное.
История начинается с того, что мы видим троих мальчишек, играющих на улице. Три друга, которые вырастут совершенно разными людьми. Шон Пенн великолепно играет отца, пережившего утрату дочери. Однако его образ жизни не позволяет зрителю всецело сочувствовать горюющему отцу - так что этот противоречивый персонаж вызывает массу самых разных эмоций. Антагонист Пенна - Тим Роббинс, (которого вы точно помните в "Побеге из Шоушенка) чей персонаж пережил абьюз в школьном возрасте и замкнулся в себе. Ах да, товарищей-то было три - последний стал копом, и по идее мог бы быть спасителем ситуации, но не сложилось.
Мораль Иствуда в "Реке" такова: "Месть порождает месть, злоба порождает злобу". Это довольно безрадостное кино без намека на хеппи энд, но имейте ввиду, что по атмосферности и напряженности - это один из лучших детективных триллеров, который существует в американском кинематографе на данный момент (по моему мнению, разумеется).
Шон Пенн и Тим Роббинс были награждены премией "Оскар" за лучшую мужскую роль и лучшую мужскую роль второго плана соответственно. Игра этих актеров также отмечена премиями "Золотой Глобус".
«Гран Торино» (2008)
Уолт Ковальски всю жизнь был работягой, настоящим американским провинциалом из пригорода Детройта - таким, который пьет пиво на крылечке, ходит в пабы, рассказывает расистсткие анекдоты, стрижет газон, имеет арсенал полезных инструментов, бережет свою единственную и неповторимую машину Гран Торино в гараже, сдувая с нее пылинки. В глубине души этот человек, прошедший через войну, все еще хочет изменить мир, но сил его теперь хватает только на постоянное ворчание. Кажется, что бухтит он всегда - без повода и с ним. Родные и близкие не хотят общаться с таким "сложным" стариком, но вынуждены делать это, чтобы иметь возможность получить наследство. Жизнь Уолта могла бы и дальше протекать в таком застойном русле, если бы в соседний дом не въехало семейство хмонгов. И все бы ничего, да только Уолт - ветеран Корейской войны, и у него особое отношение к людям с узким разрезом глаз...
Начиная смотреть этот фильм нельзя предсказать, как он закончится. Эта история про искупление, про тяжелую ношу, с которой нельзя ни умирать ни жить. "Гран Торино" - это фильм, где очень много говорится о расизме, о классовой ненависти, о том, как с этим уживаются/не уживаются люди.
Уолт Ковальски действительно герой, и это отражается не только в том, что он принципиальный и справедливый ветеран войны, проживший честную жизнь, это чувствуется в каждом его движений, в каждом принятом решении. Образ твердого белого мужчины, уставшего от разного рода войн, передан слегка гиперболизировано, но очень честно. Лучше попытаться искупить свои грехи поздно, чем никогда.
Фильм отмечен Премией Национального совета кинокритиков США: Лучший актёр — Клинт Иствуд, Лучший оригинальный сценарий — Ник Шенк.
«Малышка на миллион» 2004
Начать стоит с того, что у этого фильма аж 4 премии "Оскар". Так что если вы не смотрели его - это уже весомый аргумент.
Фильм, на мой взгляд, назван совершенно неправильно, никаких "малышек" там нет и в помине. Героиня Хилари Суонк - настоящая машина, которая решительно оставляет в прошлом женственность и слабость, задумав начать заниматься далеко не девчачьим видом спорта - боксом.
К сожалению, Иствуд не большой любитель хэппи-эндов, поэтому и в этом фильме Мэгги (Суонк) does not make it. Трагические события заставляют ее навсегда оставить спорт. В фильме прекрасно показана "борьба до конца". Становление Мэгги как спортсменки сопровождается формированием твердости характера и силы воли - довольно типичная для фильмов о спорте ситуация. Что в этом фильме уникального, так это иствудовский надрыв, эмоциональный напор и несчастливая концовка, которая как ни странно придает сюжету реалистичности в отличие от "Рокки", "Левши" и прочих фильмов подобного рода.
Сюжет действительно выходит за рамки типовой спортивной драмы, достаточно большое внимание уделяется "второй линии" - эмоциям и мечтам главных героев, каждый из которых хочет обрести семью и обезопасить себя от потерь и боли, и, к сожалению, получает в итоге именно то, чего боялся...
«Непокоренный» 2009
Этот фильм мог бы стать "проходным", но по ряду причин для меня он является одним из любимых у Иствуда. Ну во-первых мне сложно остаться равнодушной к игре Моргана Фримана, за чьими ролями я очень давно слежу, и не пропускаю фильмов с его участием. Метт Деймон, тоже парень хоть куда, но на мой взгляд, его роль в фильме не такая уж и сложная, многие могли бы сыграть одержимого победой регбиста. А вот кто еще бы перевоплотился в Нельсона Манделу так удачно, как Морган Фриман?
"Непокоренный" - фильм о жизнелюбии, о спорте, о политике, об истории. В нем слишком много триггеров, чтобы не суметь найти в нем хоть что-то "свое". После этого фильма хочется жить, все кажется возможным и достижимым. Люблю такое послевкусие от кино. В послужном списке Моргана Фримана есть еще одна похожая роль - в "Пока не сыграл в ящик".
Фильм был номинирован на "Оскар" в двух номинациях, но к сожалению, отмечен лишь Национальным советом кинокритиков США и другими менее престижными наградами.
Конечно, до сих пор идут дискуссии о том, является ли Нельсон Мандела героем или террористом, и насколько велика его роль в истории объединения ЮАР. Очевидным остается его внутренний стержень, несломленность после стольких лет, проведенных в тюрьме. Ну и Нобелевскую премию мира тоже направо и налево не дают, поэтому если вас интересует биография Нельсона Манделы, рекомендую ознакомиться с ней подробнее и составить свое мнение об этом незаурядном политике.
Будучи в заключении Нельсону Манделе нравилось стихотворение Уильяма Хенли, которое по словам президента, помогало ему не падать духом. Он также зачитывал его другим заключенным. Стихотворение называется так же как и фильм - Invictus.
Out of the night that covers me,
Black as the pit from pole to pole,
I thank whatever gods may be
For my unconquerable soul.
In the fell clutch of circumstance
I have not winced nor cried aloud.
Under the bludgeonings of chance
My head is bloody, but unbowed.
Beyond this place of wrath and tears
Looms but the horror of the shade,
And yet the menace of the years
Finds and shall find me unafraid.
It matters not how strait the gate,
How charged with punishments the scroll,
I am the master of my fate:
I am the captain of my soul.
В заключение я хочу сказать, что Клинт Иствуд снял намного больше фильмов, чем я отметила в статье, так что при наличии интереса рекомендую ознакомиться также с его "Подменой" и "Американским снайпером". Сейчас знаменитому актеру 86 лет, и я с грустью осознаю, что его талант будет радовать нас уже не так долго как хотелось бы. Всем, кто еще не знаком с перечисленными фильмами - приятного просмотра, а Клинту здоровья и долголетия.
А какие фильмы Иствуда смотрели вы? Вам понравилось?
Комментарии
А тут почитала и снова захотела, ведь уверена же что понравится мне )
Из твоих любимцев "Гран Торино" заинтересовал
Еще есть фильм "полночь в саду добра и зла", мы его смотрели с подругой, которая обожает Иствуда) ей очень понравился, ну а мне см. выше)
Ах, прямо пересмотреть захотелось
Гран торино и подмена -тоже отличные фильмы,а остальное я не видела. Спасибо за наводку!