Если вы их не смотрели, то лучше и не надо.
Есть такое кино, которое оставляет давящее чувство тревоги, настроение портится, и хочется, что называется, "развидеть" увиденное. Именно из таких фильмов состоит моя новая подборка. В каком-то смысле я жалею, что смотрела их, потому что уже вряд ли забуду впечатлившие меня кадры. Что я точно знаю, так это то, что фильмы ниже не для развлечения.
Самые свежие воспоминания из этой подборки у меня от фильма Biutiful с Хавьером Бердемом. В этой мрачной истории не спасает ни то, что действие происходит в Барселоне, ни то, что испанцы вроде как народ предприимчивый и позитивный. Изнанка жизни в красивом европейском городе, где сложно найти работу, где у людей большие проблемы с жильем, деньгами, отношениями и здоровьем, пугает и завораживает. У главного героя обнаруживается неизлечимая болезнь, с которой он старается бороться ради детей. В конце концов, у него просто не остается сил на борьбу с прочими напастями, которыми изобилует его жизнь, и он умирает. Это вряд ли спойлер, учитывая, что описание фильма на том же КП гласит «Герой Хавьера Бардема напряженно умирает». На мой взгляд просто шедевральная затравка. Интересно, кто включил после этого описания?
Фильм называется Biutiful, потому что в какой-то момент дочка героя пишет это слово именно так, с ошибкой. Наши же прокатчики не смогли в лингвистические тонкости и выпустили кино с названием «Бьютифул», ну а что, как будто одно и то же ведь? На самом деле в этом названии с ошибкой кроется и сама суть картины. В фильме очень много неприятных кадров: смерти, боли, унижений. Но все это снято не иначе как красиво. Режиссер – Иньярриту, снявший, например «Бердмана» («Оскар» за лучший фильм) и «Выжившего» (Оскар за лучшую мужскую роль), знает толк в том как сделать страшное и неправильное завораживающим. То есть, это неправильная красота, эстетика смерти, разложения, упадка, утраты, постоянной борьбы.
Иньяритту сказал о своем фильме "Even if darkness seems to be everywhere, Biutiful offers many touches of hope. I'd even say it's my most optimistic film. Uxbal's character is full of light. He puts a lot into organizing his life, helping his children, loving other people." Помогая нелегалам из Африки и Азии, герой Хавьера Уксбаль старается не оставить в этом мире недоделанных дел. Что-то получается, где-то он терпит поражение за поражением. Некоторые его поступки имеют настолько трагические последствия, что просмотр фильма становится сплошной борьбой со слезами. Мне, если честно, так и не удалось их сдержать, хотя я минут 40 точно сидела с комом в горле и уже думала, что не расплачусь.
На мой взгляд это фильм о жестокой реальности, показывая которую, Иньяритту решает идти до конца и держит градус жести настолько высоким, что «Бьютифул» гарантированно вгонит вас в тоску как минимум на вечер.
Под покровом ночи (Nocturnal animals)
Уже прошло, кажется, лет 5, а я все никак не могу успокоиться, что за эту роль Джилленхоллу не дали (или хотя бы не номинировали его на) Оскар. Это тяжелая история одной ночи и последующих мучений мужчины, который вынужден жить с неправильным выбором до конца своих дней. А еще это невероятно красивый фильм с гнетущим, атмосферным (простите) и грустным саундтреком, который не выходит из головы еще долго после просмотра. Режиссер – Том Форд, да-да, тот который делает знаменитые ароматы.
Сюжет фильма таков, что начинающий писатель отправляет свой дебютный роман бывшей жене, ушедшей от него к более богатому мужчине. Она получает текст и понимает, что он в каком-то роде об их прошлых отношениях. Постепенно ей становится все страшнее и страшнее читать рукопись – события, описанные в романе, пугают и настораживают ее. Получается, что мы имеем дело с метаисторией (история в истории), каждая из составляющей которой поддерживает другую и помогает лучше ее понять.
В книге писатель поднимает сложную тему правильного выбора. Что делать, когда ночью тебя на трассе достают какие-то парни, пристают к жене и дочери? Наиболее очевидный вариант – поговорить по хорошему, а если не получилось, применить физическую силу. Но что если страх сковывает в самый неподходящий момент? Что если ты не можешь принять правильное решение и даже не знаешь, какое оно – правильное?
Очень сложную роль здесь сыграл Джейк. На мой взгляд, сложнейшую за всю его карьеру. Ему нужно было показать психологическую трансформацию своего персонажа из потерявшегося неудачника в разъяренного мстителя. Плюс он играл сразу и писателя и мужа. В фильме также радуют глаз Эми Адамс и Майкл Шеннон. А грустная музыка и некоторые кадры, к сожалению, (или без него, все-таки фильм красивый) еще долго будут всплывать в памяти. Мне понравились Nocturnal Animals, но я знаю, что никогда не включу это снова.
Дом из песка и тумана (House of Sand and Fog)
Если есть на свете жесть… то это точно про «Дом из песка и тумана». Эта история о том, как один конфликт может запустить такой адский маховик событий, который будет раскручиваться и раскручиваться, ужасая своей необратимостью.
Здесь очень слезовыжимательно подана история иммигрантов с востока. Ситуация, в которой пожилой отец, отставной иранский офицер, пашет на стройке, чтобы кормить семью, а после работы переодевается в общественном туалете, чтобы вернуться домой как будто с приличной работы, уже сама по себе задевает за живое. По слухам их семья живет «хорошо», но это далеко не так. Поддерживая иллюзию хорошей жизни, отец берется за любую работу, так как думает о детях и их нуждах: о свадьбе дочери, об образовании сына.
В то же самое время мы смотрим историю девушки (героиня Коннели), которая по бюрократической ошибке лишается своего дома. И в этот самый дом въезжает семья иранцев. Девушка не намерена сдаваться и пытается вернуть свое имущество. Для каждой из сторон этот домишко значит чуть больше, чем просто жилплощадь, это символ той жизни, которая им нужна. Какой-то оплот спокойствия, свой угол в сложных жизненных обстоятельствах. В итоге разворачивается борьба, в которой не выигрывает никто.
Лично для меня вторая половина фильма дико тяжелая, я не могу описать, что я чувствовала, глядя на смерти, которых было так просто избежать. Героиня Коннели в данном случае для меня была антагонистом, я болела за семью иранцев, и в итоге конкретно потрепала себе нервы. Фильм сделал из меня нечто зареванное и я еще долго не могла от него «отойти». Честно говоря, если вы его не смотрели, то и не рекомендую.
«Комната» – мрачная социальна драма–триллер о девушке, которая провела в плену подвала много лет и даже родила там ребенка. Бри Ларссон получила за эту роль Оскар, и, конечно, не просто так. От ее игры у меня сводило желудок, мне казалось, что я чувствую то же, что и она. Настолько я ей сопереживала.
Разумеется, фильм сложно и неприятно смотреть от и до. Но все самое тяжелое начинается, когда героиня решает сбежать. Получится ли у них с сыном? Как не потратить эту единственную попытку зря? И можно ли сбежать из комнаты, или ты навсегда останешься в ней?
Окей, я позволю себе спойлер, так что если хотите смотреть, то дальше лучше не читать. Да, у них получается, и они сбегают от абьюзера. Но как адаптироваться к жизни после стольких лет заточения? А как социализироваться ребенку, который всю свою жизнь считал, что комната – это и есть весь мир? Фильм не дает ответов, мы видим лишь мучительный процесс адаптации, который выглядит не легче, чем их прошлое в комнате.
Не так давно у Ксении Собчак вышло «интервью» с мужчиной, который несколько лет держал в плену двух девушек. Бил, насиловал, одна из них, родила от него двух детей. Я не смогла это смотреть, и мне противно, что с такими людьми выходит интервью. Но те просмотренные кусочки с героиней, которая была в плену похожи на то, что я видела во второй части «Комнаты». Такие же пустые глаза, неприязнь к людям и неприкрытое презрение к тем, кто интересуется подробностями ее личной трагедии. Нечем тут интересоваться. Так что я даже не знаю, нужны ли такие фильмы как "Комната" и такие интервью, как с Моховым.
Есть фильмы, после которых чувствуешь себя опустошенным, злым, беспомощным, а есть фильмы, после которых тебе хочется еще и пойти помыться. «Разделитель» это классическая история о том, как люди перестают быть людьми в замкнутом пространстве. Конечно, идея не нова. Но в данном фильме по сюжету у людей нет совершенно никакого выхода. Они сидят в бункере, на поверхности ядерный трындец и единственный шанс выжить – оставаться под землей. Но тут, увы, все больше сумасшествия, предательств, насилия и треша. Так что в конечном итоге даже выйти на поверхность может показаться более логичным, чем оставаться в бункере.
Фильм запомнился мне тем, что «играет» на самых низменных чувствах и порывах. Люди здесь не просто опускаются ниже плинтуса, они какое-то время получают от этого удовольствие. Эти трансформации очень неожиданны и не могут не ужасать зрителя. Невольно начинаешь думать, что было бы с тобой или твоими близкими при таком раскладе, и глядя на происходящее, ничего обнадеживающего на ум не приходит.
Молоденькая Кира Найтли и психологический треш с трупным разложением, любовными интрижками и нездоровыми отношениями подростков? Да вот же, пожалуйста. Даже не смотрите, что фильм какого-то там лохматого года и явно категории б, смотреть его в 2021 году все равно жестко и противно.
Главная героиня страдает от того, что ее не любит один довольно-таки популярный паренек, а любит ее паренек непопулярный. Обидная ситуация! И вот обстоятельства складываются таким образом, что с любимым можно провести в необычном замкнутом пространстве бункера пару-тройку дней. Единственный минус – в том же пространстве будет еще и симпатичная подруга, которая может попутать карты. Ну а наличие на необычной вечеринке наркотиков, алкоголя и упаднических настроений, конечно же, тоже не сулит ничего хорошего. И это мы еще не знали, что наша Лиз поехавшая кукушечкой на отлично.
На самом деле, от фильма можно ждать чего угодно, кроме той жестокости, с которой главные герои будут выпиливаться один за другим. Абсолютная бессмысленность этих смертей делает фильм абсурдным и психологически тяжелым. Что еще более удивительно, негативный персонаж главной героини иногда кажется таким беспомощным, таким несчастным, что невольно начинаешь ей сочувствовать. Именно на эту удочку и попадаются ее «друзья» по ходу развития событий.
Фильм оставляет давящее впечатление и вас очень раздражает и бесит главная героиня. А некоторые особо неприятные кадры еще долго всплывают перед глазами.
Пожалуй, на этом я закончу, хотя, конечно, тут могли быть еще практически все фильмы Ларса Фон Триера, «Реквием по мечте», «Необратимость», «Чистилище», «Груз 200» и т.д. Но все это можно найти в других подобных подборках. Дополните этот список своим тяжелым киноопытом?
Комментарии
А про "Яму" вот буквально на днях вспоминала. Только я как раз посмотреть хотела, потому что давно не пересматривала. Мне нравится очень. Но я люблю такое)
В целом, мне сложно смотреть такие фильмы, нет ни стальных нервов, ни крепкой психики.
"Под покровом ночи" смотрела - и после твоего поста даже пересмотрела.
"Яму" тоже посмотрела, именно после поста. Мне сам фильм понравился, хотя эмоции, конечно, не позитивные вызвал. Хочу книгу прочитать.
Смотрела "Комнату" - вот тут согласна полностью, очень тяжелый.
Еще я бы добавила нашу "Саранчу" - не тяжело, но очень противно и как-то мерзко.
И "Берлинский синдром".
Твои не смотрела, Спасибо)