В годы студенчества был у меня друг Сашка. Он смешно пытался ухаживать за мной, я всячески пресекала его попытки. Я была в том возрасте, когда внешность ценится гораздо больше души и мозгов.
А Сашка был наивный, добрый и ужасно лопоухий, но в ненавистной мне математике разбирался отлично, поэтому экстренно был перенаправлен в русло дружбы. А потом основательно закрепился в этом качестве. Пять лет Сашка был моим верным пажем, рыцарем со шпаргалками и носовым платком. Потом мы получили дипломы и разбежались в разные стороны. Сашка ушел в армию, я замуж. На моей свадьбе он танцевал в конкурсах так, что умудрился порвать штаны на коленках. Мой муж ржал как ненормальный, а я улыбалась глядя на лопоухого друга юности. Я привязалась к нему за эти годы, нас связывало так много, что даже страшно было подумать. У меня не было подруг, но всегда был Сашка. И всегда будет. В тот момент, когда он смущаясь тыкал пальцем в порванные брюки, я считала именно так.
Спустя двенадцать лет мы столкнулись с Сашей на улице. Одной рукой он держал кучу бумаг, второй прижимал телефон к уху и на всю улицу уточнял какую рыбу купить на ужин. Я оторопело разглядывала своего повзрослевшего, но по-прежнему лопоухого товарища и улыбалась во все тридцать два. Саша деловито кивнул мне и прошел мимо.
Вечер я провела запершись на кухне с бутылкой вина и носовым платком. Муж пытался выяснить в чем дело, но махнул рукой и погрузился с головой в работу. По его мнению, то, что я иногда ухожу в себя, вполне нормальное явление. Не истерю и ладно. Но сегодня мне этого мало, и когда бокал вина подходит к концу, я подхожу к супругу со свадебными фотографиями и кидаю их на стол.
- Расскажи мне, каков срок дружбы?
Муж поднимает одну из фоток и истерично ржет глядя на Сашку. Потом не ржет, глядя на меня.
- Чего ты паришься-то? У каждого своя жизнь.
Но я совершенно не могу взять в толк, почему сначала он был частью моей жизни, а потом быть перестал. Дружба — это же не разменная монета. Вон со всех углов психологи орут о том, что друзья — это навсегда и прочее бла-бла. А получается, нет? Да, то что дружба — это взаимовыгодный союз я усвоила давно. Сашка был влюблен, я не была, я хотела дружить, он принял мои условия. Но время же работало на нас, мы даже не ссорились никогда, так, гавкались по мелочам. У нас были теплые отношения — мы вместе взрослели. Именно Сашка заставлял меня не просто списывать, а разбираться в учебном материале. Мне хотелось убить его методической литературой, но он терпеливо объяснял мне формулы раз за разом. Я была не отличницей, конечно, но стабильной хорошисткой точно стала. А еще Сашка всегда ходил со мной в кино на любые премьеры, потому что больше мне было не с кем. А я взамен пыталась проникнуться музыкой, которую он мне подсовывал. Ничего из этой затеи не вышло, но Сашка был рад и тому, что я запомнила названия нескольких его любимых групп.
Родители ругали меня, что я использую парня, но признавать это я отказывалась. Потому что если бы хватило смелости взглянуть правде в глаза, то мне пришлось бы Сашку отпустить. А это было выше моих сил.
Я смотрела на мужа и плакала, не в силах сдерживать эмоций.
- Неужели все было иллюзией? Неужели даже улыбки при встрече я не заслужила?
Супруг оторвался от документов и задумчиво потер кончик носа.
- Я его понимаю отчасти, ты живое напоминание о юношеской неудаче. Он ведь был влюблен. Помнишь, на свадьбе? Кажется, он так старался произвести на тебя впечатление, что произвел его на всех, кроме тебя. Его танцы были лучше всех вместе взятых конкурсов нашего тамады.
Я засмеялась и перестала плакать.
- А помнишь он потом начал говорить тост и запутался в трех соснах, зачем-то начал сравнивать нас с Ромео и Джульеттой и желать такого же финала. Твоя мама-филолог то зеленела от злости, то розовела от смущения, но Саню уже было не остановить.
И мы вместе с мужем захохотали, вплоть до брызнувших из глаз слез, при воспоминании об этом моменте.
- Смешной был мальчишка — лопоухий, наивный. Но он, видимо, вырос. И ты тоже выросла. Ведь не мучало тебя все это двенадцать лет. С чего вдруг такая ностальгия по студенчеству?
Я пожала плечами. Сложный вопрос.
- Может это просто в тебе задето самолюбие? Как так, бегал-бегал, а тут мимо пробежал и не остановился? Непорядок. Но мальчики тоже вырастают, даже если они ужасно лопоухие. Это его выбор и он, мне кажется, достоин уважения.
- Но дружба же, дружба. Была ведь?
Пришло время мужа пожимать плечами.
- Была? Не была? Какая теперь разница. Симпатия проходит, любовь. Ну и дружба тоже. Все имеет срок годности. Ты вот, вообще, знаешь, чем этот твой Сашка живет? А говоришь, дружбу жаль. Не жаль тебе, дорогая моя, дружбу, себя тебе жаль, вот и все.
Супруг протянул мне фотографию и снова уткнулся в бумаги, посчитав диалог оконченным, а я пошла убирать остатки своей истерики на кухню. Поставила бутылку вина в холодильник, вымыла бокал и бережно положила в фотоальбом старое, свадебное фото.
Двенадцать лет. Боже мой, двенадцать лет. С ума сойти. Сашка не пропал сразу из моей жизни после окончания универа. Поначалу просто реже стали видеться, потом общение осталось только в соцсетях, а еще спустя время мы стали лишь обменивалась смс-ми по праздникам. Через пять лет после окончания универа, он первый раз не поздравил меня с Днем рождения.
Я тяжело вздохнула и села на табурет. Мне его порой так не хватало. Я скучала по нему. Искренне скучала, но набрать его номер и поболтать всегда что-то останавливало. Потому иногда я мысленно спрашивала у него совета. Ответ, конечно, не получала, потому что даже в реальной жизни Саша их никогда не знал, но легче становилось. Так неужели это не была дружба? Не верю.
- А знаешь, - сказал муж, неслышно зашедший на кухню и ставший рядом со мной, - ведь самый ценный подарок для этого лопоухого Сашки ты, все-таки, сделала в свое время.
Я смотрю на мужа и грустно улыбаюсь:
- Знаю, - говорю, - знаю. Я его отпустила.
- Это ведь и есть настоящее проявление дружбы, - улыбается муж.
И задумчиво держа в руках старый фотоальбом, я понимаю, что дружба — это и радость, и грусть, и порванные на коленках штаны, и шпаргалки на всякий случай, и не самая любимая музыка в плеере, и смущающая от свадебного тоста мама. И умение во время отпускать того, кого по-настоящему считаешь другом.
Пусть даже и навсегда.
«… здесь мы расстанемся. Лишнего не люблю.
Навестишь каким-нибудь теплым
Антициклоном.
Мы если сыр, запивали его крепленым,
Скидывались на новое по рублю.
Больше мы не увидимся.
Я запомню тебя влюбленным,
Восемнадцатилетним, тощим и во хмелю». (с)
Комментарии
Дружба была ТОЛЬКО с её стороны, а парень просто любил и ждал ждал ждал, а спустя много лет наконец-то зажил своей жизнью и убрал режим "хатико".
Дружба - это умение отпускать того, кого по-настоящему считаешь другом? Э-э-э....сильно.