Продолжаем наш Киномарафон. Британская кинокомпания BBC покусилась на экранизацию гордости русской литературы - романа Льва Толстого "Война и мир". Мы, разумеется, не смогли пройти мимо.
Действие сериала развивается в России XIX века, охватывая период с 1805 по 1812 годы. В основу сюжета положен роман Льва Толстого «Война и мир», основное внимание сфокусировано на судьбах Пьера Безухова, Андрея Болконского и Наташи Ростовой.
Итак: достойна ли экранизация книги, удалось ли создателям обойтись без клюквы, точно воссоздать атмосферу Москвы и Петербурга начала XIX века, а также показать миру немного загадочной русской души? Об этом и многом другом попытаются порассуждать наши авторы-кинолюбители.
Ника (Nostalgia):
Признаюсь, что я, как и все люди, выросшие на советских экранизациях, неохотно и даже с некоторой опаской включаю подобные «киноверсии» по мотивам наших бесценных произведений. На этот раз я решила не портить себе впечатление, не читать отзывы на "кинопоиске", а просто начать сходу смотреть, не зная ни актерского состава, ни каких-то чужих мнений.
Что бросается в глаза и за что я снижаю один балл сериалу: явное несоответствие костюмов той эпохе, явный перебор с откровенностью в нарядах и довольно много сексуальности в сериале в принципе. Все остальное мне очень понравилось, и я всячески агитирую посмотреть этот сериал всем без исключения.
Актеры прекрасные, не усомнилась ни на секунду, что каст подобран очень грамотно. Лили Джеймс, уже знакомая мне сорвиголова по сериалу «Аббатство Даунтон», прекрасно справилась с ролью Наташи Ростовой. И даже несмотря на то, что у Льва Николаевича Наташа никогда не танцевала цыганских танцев, была много скромнее, Лили сыграла достаточно «русскую» Наташу с ранимой душой и доверчивым сердцем, Наташу, которой я поверила.
Пьер и Андрей Болконский получились просто изумительные. Не побоюсь даже сказать, что наша старенькая экранизация сильно проигрывает в плане подбора актеров. От этих двух просто глаз не оторвать. Оба актера точно соответствуют возрасту, описанному Л.Н. Толстым, а их прочие особенности (наивность и доверчивость Пьера, отстраненность и серьезность Андрея) переданы просто в лучшем виде. Пол Дано, кстати, довольно известный актер, пользуясь случаем, рекомендую фильм «Пленницы» с его участием. Что касается основного каста – тоже претензий не имею, разве что Элен я всегда представляла более взрослой, властной и пышногрудой, а Анатоля более симпатичным, даже красивым.
Что касается сюжета – расхождения с книгой есть, и порой даже существенные, но восприятию они никак не мешают. Даже нет, не так, давайте начистоту: если вы захотите придраться, то найдете к чему. Если же вы просто попробуете посмотреть этот сериал как версию, то я уверена, что вам все понравится. Наташа не будет целую вечность готовиться к первому балу в Петербурге, а Андрей лишь вскользь увидит тот самый дуб, встречи с которыми описываются Толстым, как судьбоносные и очень важные, но все это компенсируется иными акцентами и эмоциями, которые будут прекрасно обыграны.
Война в сериале второстепенна, но, братцы, какой Кутузов у них получился, а! Вы только посмотрите на этого актера! А какая работа гримеров – фельдмаршал действительно предстает перед нами с одним глазом (правда не с выбитым, а с невидящим). Также хорошо показано его противостояние императору Александру Первому.
Я оцениваю данный сериал не как кинокритик, а как зритель, который остался в восторге и под сильным впечатлением после просмотра, поэтому я не хочу даже цепляться к чему-то, мне все в целом очень понравилось. Как говорится, за душу взяло. Пару раз и вовсе пускала скупую слезу. Несмотря на то, что у главных героев все стало хорошо в последние минуты финальной серии, этот эпизод мне показался очень тяжелым в психологическом плане, прям будто «Список Шиндлера» посмотрела. Готовьте носовые платки, Андрея будет жалко.
Я действительно «прожила» этот сериал вместе с его главными героями, и я бы стала рекомендовать тем, кто вообще не смотрел никаких версий «Войны и мира», именно эту экранизацию.
Оценка: 9/10
Лиза (Lizavett):
Решение смотреть мини-сериал "Война и мир" я приняла с достаточной долей скепсиса. Но поскольку режиссером выступил Том Харпер ("Острые Козырьки") а выпускающей кинокомпанией BBC, которая, как известно, веников не вяжет, стало возможным надеяться, что определенный уровень будет выдержан.
Оговорюсь сразу, я не поклонник одноименной книги Толстого, читала ее, как и многие, по диагонали в лохматые школьные годы. Я этим не горжусь, но так уж вышло. Поэтому ни в коем случае не берусь что-то там сравнивать и делать выводы о том, достойна ли экранизация оригинального романа. Все, что я скажу, будет относиться исключительно к кино. Тем более, что (стыдно признаться) многие повороты сюжета я не помнила совершенно и смотрела эту историю, как в первый раз, с неподдельным интересом.
А смотрится сериал буквально на одном дыхании, за все шесть часов я не обнаружила ни одной ненужности, ни одного провиса. Темп был задан в первые минуты и выдержан строго до конца. Уважаю. Создатели не поскупились на декорации и реквизит - все выглядело более, чем достойно, даже масштабные военные сцены, не говоря уж о балах и нарядах героев.
Кастинг, как мне кажется, тоже был проведен успешно. Пьер - стопроцентное попадание в образ: добродушен, неуверен, некрасив, местами глуп, но вызывает симпатию. Наташа добра, мила и взбалмошна. Насколько я помню по книге она не была красавицей и здесь она скорее милая. Как это ухитрились проделать с актрисой Лили Джеймс, которая именно что красавица, непонятно. Князь Андрей тоже удача - высокомерен, холоден, серьезен, весь в себе и вечно несчастен.
На мой взгляд из XXI века, почти у всех персонажей истории огромная напряженка с мотиваций их поступков. Они словно броуновские молекулы движутся сами не зная куда и зачем. Зачем-то сватаются не к тем, женятся на не тех, ходят куда не надо, говорят невпопад и поступают часто очень странно, своими руками портя себе жизнь. "Санта-Барбара" с русской душой, одним словом. Это наверное самый спорный момент, но я до сих пор не могу понять почему Наташа была готова бежать с Анатолем Курагиным - непорядочным туповатым позером с идиотской ухмылкой. Причем буквально после пары встреч. В сети я натыкалась на выкладки современного психолога, где утверждается, что Анатоль - типичный перверзный нарцисс, точнее психопат, под власть которого попасть может любой. Он живет питаясь тем, что ломает людям жизни. В такое объяснение с натяжкой еще можно поверить. Это по крайней мере логично.
Поступок князя Андрея, уехавшего от Наташи на год, чтобы "проверить чувства" мне тоже непонятен. Это глупая игра в превозмогание выдуманных препятствий, чтобы не дай бог не стать счастливым... Мне кажется, что у князя что-то вроде вялотекущей депрессии: он несчастен в первом браке, хотя спутницу выбирал самостоятельно. Рождение сына тоже не делает его счастливым, от этого самого сына он сваливает на войну, где упорно ищет смерти. Встреча с Наташей встряхивает его ненадолго, он будто чувствует, что непременно обязан всегда страдать. Может дело в его отце: угрюмом домашнем тиране? В любом случае его способность высасывать страдания из пальца отталкивает. И сразу вспоминается следующее. - Ой, тошно мне. Хочется чего-то. Сам не знаю чего... - Ремня! Это многих героев русской классики касается, кстати. :) А с Пьером я бы вообще поостереглась иметь что-то общее, вдруг в один прекрасный день он решит устроить очередную революцию во Франции и пойдет туда. Пешком, конечно.
Женские персонажи истории схематично делятся на три типа: корыстная нимфоманка, получающая по заслугам (Элен), восторженная дурочка (Наташа), жертвенная преданная святая (княжна Марья, Соня). Я не понимаю ни один из этих типов до конца. Хотя княжна Марья мне очень нравится, я бы даже хотела иметь такую подругу, но мужские персонажи здесь намного живее, сложнее и противоречивее.
Несмотря на мое несколько ироничное описание героев, я искренне за них переживала, в некоторых местах даже до слез. Даже не знаю почему, но за эти шесть часов они стали мне немного дороги и вызвали чувство, похожее на раздраженную симпатию. В этом есть большая заслуга экранизации. Фильм сделал то, чего не удалось книге. И я думаю, что в данном случае с романом Толстого создатели проделали то же самое, что создатели "Игры Престолов" с романами Мартина. Убрали неважное и не имеющее значения. Длинноты всякие и ненужные описания. И в итоге получилась очень даже смотрибельная сага. Если бы я сейчас была школьником, то безусловно предпочла бы просмотр этого сериала чтению четырех томов книги. И для сочинений материала бы точно хватило...:)
И о саундтреке: единственная клюковка, которую я заметила, оказалась именно в нем. Саундтрек представляет собой непонятные завывания, похожие то ли на песню-плач, то ли на церковные песнопения. Плюс балалайка в некоторых местах. Такая музыка производила давящее впечатление, тем более, что сопровождала она не только трагические события, а вообще все. Когда она начинала играть, я вздрагивала. Может я чего-то не знаю и так было сделано ради наибольшей аутентичности, потому что именно что-то в этом роде было популярно в России в начале XIX века?.. :)
Оценка: 8/10
Юля (iYulika):
С каждым годом выходит все больше зарубежных экранизаций русской классической литературы. Я очень люблю и уважаю произведения наших писателей, а “Война и мир” Толстого в свои времена была прочитана “от корки до корки”. И, посмотрев ранее экранизации 1956, 1965, 2007 годов, я просто не могла пропустить новую версию старого романа. Впечатления оказались противоречивыми.
С одной стороны мини-сериал просто роскошен! Перед нами предстают шикарные интерьеры, пышные залы и комнаты, элегантные костюмы. Платья героинь просто великолепны, и простые, как у Марьи Болконской, и нарядные, как у Наташи Ростовой или Элен. Прекрасную картину дополняют красочные пейзажи русской природы и хорошая музыка.
Актерский состав в целом подобран неплохо. Лили Джеймс прекрасно показала свежую, живую Наташу, а Джеймс Нортон благородного и печального Андрея. Больше всего впечатлил Пол Дано в роли Пьера Безухова. Вот он - молодой, забавный, неуклюжий, но смышленый Пьер, какого я представляла, читая роман! Он отлично показал рост своего героя от разгильдяя до уверенного в себе, честного семьянина.
Но, не смотря на все положительные стороны, экранизация не стала моей любимой. В ней нет “русского духа”, русской души. Снято красиво, но на английский манер. Не покидало ощущение, что это экранизация Джейн Остин, а не Льва Толстого. Герои показаны немного однобоко. Также заметны исторические недостоверности, например несоответствующие моде тех времен “платья на выпускной”, как у Анны Павловны.
Не самая лучшая интерпретация знаменитого романа, но качественная, достойная просмотра, рекомендую.
Оценка: 7/10
Лена (Ligea):
При словосочетании «Война и мир» многие из нас вздрагивают; хоть школа и осталась далеко позади, эти 4-х томники, которыми можно прибить, длиннющие запутанные предложения, философствование автора на 10 страниц – травмы остались у многих. Ну а кто-то вообще не дочитал. И за всем этим забывается, что сам по себе роман – отличная семейно-историческая сага.
Спасибо BBC за то, что реинкарнировали эту историю и сняли ее в компактном формате, при этом, на удивление, сумев сохранить ключевые моменты и характеры.
Сначала о том, что мне понравилось. Британские режиссёры и сценаристы в отличии от многих наших школьников роман осилили. Когда я смотрела, примерно по 5 раз за серию ловила себя на мысли: они мало того, что прочитали, еще и поняли нашу загадочную русскую душу.
Герои в представлении не нуждаются, как только они появляются на экране, через секунду становится понятно кто есть, кто. Отличный каст!
Любой, кто в самых смелых фантазиях задумывался о съемке этого масштабного произведения, наверняка, сразу же опускал руки, когда думал о том, насколько сложно будет передать атмосферу. Но BBC это удалось более чем, при том, что съемки в Москве, насколько я знаю, не проходили, но эти белокаменные стены, заснеженные улицы и при этом душевность города – даже без всяких диалогов моментально понятно, где происходит действие. Петербург тоже аутентичен, некоторые сцены там и снимались. А вот это проникающее в глубины исторической памяти церковное пение, сверкающие и тревожно жутковатые дворцы, зимняя эйфория, когда холодно, снежно, ярко и чувствуется приближение праздников? Это отличная работа декораторов и сценаристов.
Что немного не понравилось... Скомкано: всего 6 серий и многие сюжетные линии упущены. Если смотреть по одной серии в месяц, может и будет ощущение эпичности происходящего, но я посмотрела за неделю и показалось, что сжато получилось и немного не хватило серий.
Некоторые персонажи карикатурны. Наверное, это законы жанра современного телевидения, но в качестве нелепых и гиперболизировано чудных персонажей можно было бы и кого-то другого выбрать, а не отцов самых аристократичных и известных семейств...
В целом сериал хорош: не затянут и качественно снят. Один из выдающихся романов в мировой литературе и компания, которая делает действительно отличные продукты – это отличное сочетание. Оценку поставлю высокую и порекомендую.
Оценка: 8/10
Лена (Summerly):
Стыдно, но я так и не смогла заставить себя прочитать эпопею Льва Николаевича Толстого в оригинальном варианте. Толщина томов в школьные годы приводила меня в ужас, но чтобы быть в «курсе событий» и не отставать от школьной программы, я читала роман в сжатом варианте.
В те времена роман казался мне наискучнейшим и абсолютно неинтересным произведением, также не «зацепила» и знаменитая советская экранизация, поэтому было очень интересно посмотреть более современный вариант от британских создателей.
Первое, что бросилось в глаза – естественно подбор актеров. Большинство персонажей я представляла совсем иначе, и если сравнивать актеров из нашей экранизации и британской, британцы однозначно проигрывают.
Больше всего разочаровала Наташа Ростова (Лили Джеймс). В книге это очень наивный, открытый, добрый, но при этом умный персонаж. В сериале же наивность порой граничит с явной глупостью. Не раскрыта глубина характера Наташи, её душевные сомнения и терзания, любовные истории так же показаны скомкано и скудно. Да и во внешнем облике Наташи мне не хватило того аристократизма и тонкости, которым наделил её Толстой.
Выбор актера на роль Андрея Болконского (Джеймс Нортон) так же в первых сериях очень удивил, на первый взгляд, персонаж получился откровенно простоватым, опять же мне не хватило в нем аристократизма и стати. Но к этому быстро привыкаешь, через некоторое время герой даже начинает вызывать искреннюю симпатию.
А вот Анатоля Курагина (Каллум Тёрнер), сказать честно, я совсем не сразу признала в «гриме». Красавец, повеса, покоритель дамских сердец предстает в сериале далеко не в самом своем лучшем облике, откровенно говоря, персонаж получился совсем не привлекательным и даже отталкивающим. Не понимаю, чем руководствовались при выборе актера создатели картины. Так же непонятно зачем сценаристы решили добавить в сюжет «перчинку» в виде необычных отношений брата и сестры Анатоля и Элен.
Если говорить о персонажах, которые мне понравились, то это однозначно Пьер Безухов (Пол Дано). Симпатизирую актеру после блестящей роли в триллере «Пленницы». Пол Дано и внешне и эмоционально очень хорошо передал характер своего героя. Я действительно переживала вместе с ним, чувствовала все его сомнения, душевные терзания, нерешимость. Персонаж Пола Дано показался мне самым искренним, открытым, ранимым, добрым, с огромным запасом нерастраченной любви, которую он желает подарить своей избраннице.
А так же очень понравилось раскрытие роли Марии Болконской (Джесси Баккли), которая получилась очень живой, искренней, мудрой и, кстати, вполне себе симпатичной.
Декорации, костюмы, съемки природы в сериале невероятно красивые, да есть некоторые преувеличения и неточности, для меня они были ожидаемы, поэтому я старалась не обращать на них особого внимания. Так же хочу отменить музыкальное сопровождение, вот тут однозначно 10 баллов за подбор, эмоциональные, чувственные композиции.
Роли «войны» в сериале отведено гораздо меньшее внимание, чем «миру», батальных сцен не так много, но сняты они очень захватывающе и однозначно не скучно.
Однозначно не жалею, что потратила время на просмотр этой версии «Войны и мира». Да, это не шедевр, да, некоторые моменты получились спорными, отличными от оригинала. Но сериал получился легким, приятным, красивым и не скучным, что уже довольно неплохо.
Оценка: 7/10
От редактора: наконец наши авторы смогли проявить единодушие - экранизация с некоторыми оговорками, но понравилась всем. Средний балл у сериала равен 7,8. А значит наша команда может его рекомендовать с чистой совестью.
Оставайтесь с нами, смотрите кино с нами и выбирайте с нами фильмы для следующих проектов! Ждем ваших комментариев!
Статью для вас подготовила Лиза (Lizavett).
P.S. А вот оказывается каким еще может быть Пол Дано (Пьер Безухов).
Комментарии
А в итоге прочла ваши мнения и поняла что обязательно посмотрю. Честно, очень захотелось окунуться во всю эту историю еще раз! Так что спасибо огромное за этот проект, он реально помогает определиться с вечным вопросом "смотреть или нет"
Честно говоря, я не поклонница описаний природы на несколько страниц
Авторы видимо не сочли нужным показать сестру Наташи Веру - полную противоположность главной героини.
По многим пунктам согласна с авторами обзора - неуместная откровенность нарядов, скомканность сюжета, карикатурные "отцы семейств" (у Толстого они были описаны иронично, более тонко).
Но в целом сериал удался.
А я от сериала в восторге. Вот честно! Для меня твердая 10 из 10))