Недавно в твиттере я наткнулась на одну шутку, суть которой сводилась к тому, что от российских сериалов мы по старой памяти ничего хорошего уже не ждем. С горькой усмешкой отметила правдивость этой шутки, поглядывая на вкладку с открытыми «Топями». К тому моменту я посмотрела полторы серии и пока еще не поняла, нравится мне или нет. Сериал не отторгал, но вместе с тем и не затягивал. Между просмотром первой и последующих серий прошел почти месяц, и, признаться честно, продолжила я только потому, что надоело держать вкладку открытой.
К творчеству Дмитрия Глуховского я отношусь скорее хорошо, хотя пока знакома только с двумя его произведениями. «Текст» мне понравился, «Будущее» заинтриговало в начале, но быстро стало разочаровывать и совсем разочаровало в конце. Но кредит доверия еще не был исчерпан, я все-таки планирую прочитать цикл «Метро» (уже когда-нибудь наконец), и потому же решила посмотреть «Топи». Ну, не должен Глуховский сделать плохо, думала я. Наверное. Может – все могут. Но ведь не должен.
Сюжет, конечно, прост и всем нам давно знаком: компания молодых москвичей приезжает в российскую глубинку. Кто-то бежит от проблем, кто-то ищет там их решения. Что может ждать этих ребят в таком месте? Классических варианта два: или маньяк, или нечто сверхъестественное. Чтобы понять это, не нужно даже читать описание.
Серий в сезоне всего шесть, но каждая из них длится по часу. И это очень долго. Действие затянуто, к концу уже нет никакого напряжения (хотя по сюжету есть), внимание рассеивается, и ты лениво поглядываешь на таймер, отсчитывая, сколько там осталось до конца. Это убивает всю атмосферу, которую и без того, честно-то говоря, не удалось нагнать.
В «Топях» отсутствует интрига. Нет чего-то такого, что зацепит зрителя (в частности, меня) и будет удерживать возле экрана, вызывая непреодолимое желание смотреть серии одну за другой, или подогревать интерес между сериями, если вы смотрите его до выхода всего сезона целиком. Все слишком просто, слишком на поверхности, главные герои читаются, как открытая книга, никто из них не раскрывается, никто не меняется, все их поступки ожидаемы, и примерно к четвертой серии каждый персонаж начинает раздражать. Кроме главного отрицательного: он заметно выделялся на фоне всей этой однообразной массы; в нем все было ровно так, как надо.
Из-за этого я даже не стану пытаться рассматривать сериал с точки зрения психологии, оценки действий персонажей, наблюдения за тем, как они ведут себя в стрессовой ситуации и непривычных им обстоятельствах… увы.
Вызывает ли вопросы сам сюжет? Ну, как минимум один – когда это уже закончится. А в остальном… нет, я до последнего надеялась, что нам расскажут, что происходит в Топях, кто здесь живет, почему они не уезжают и не могут уехать. Нормально расскажут, а не так, как это делали, пытаясь, видимо, нагнать мистики. Но надежда потихоньку угасала, а вместе с ней угасал и интерес. Со временем мне стало все равно: делайте, что хотите, объясняйте, как хотите, можете вообще не объяснять. В итоге, кстати, примерно так и сделали. Не успели придумать, наверное. Хотя, говорят, «Топи» лежали у Глуховского с 2011 года.
В итоге то ли перемудрили, то ли не докрутили, оставили нам скомканный финал, внеся лишь каплю ясности, которая, однако, ничего не изменила, и впечатления от сериала не улучшила. Я не жалею о потраченном времени, не испытываю восторга, и, пожалуй, лучшее слово, которое описывает мое отношение к сериалу «Топи» - это «никак».
Комментарии
Все-таки, мне кажется, тут надо было или шашечки или ехать. Или мистика или социалка.
И очень, ОЧЕНЬ меня насмешило, что в последнем эпизоде он себя посадил за стол с персонажами всеми. Такую пасхалку себе обычно позволяют писатели уровня Кинга. Что этим хотел сказать Дмитрий, я не очень поняла, если честно
Я в этот момент в голос хохотнула А потом еще раз, когда он начал соседке по столу что-то втирать (или он ее там слушал), чтобы уж точно обратили на его присутствие внимание.