Дорогой и красивый экскурс в историю или мелодрама для домохозяек? Мы посмотрели «Матильду», и пришли к единогласному мнению.
Прежде, чем говорить собственно о фильме, скажу два слова о его пиар-компании. Признаться, я поначалу думала, что скандалы вокруг “Матильды” это хорошая работа рекламщиков, ответственных за продвижение фильма в широкие народные массы. Но потом увидела лица Поклонской и прочих протестующих и поняла, что все очень серьезно у нас с градусом маразма. Впрочем как обычно. Тем не менее это сработало. В кинотеатры из любопытства пошли даже те, кто не собирался и вот тут настал момент “икс”, когда можно было утереть носы противникам “Матильды”, показав хорошо снятую, красивую и дорогую историческую драму. А в результате верным оказалось лишь слово “дорогая”. По крайней мере половину из тридцати двух миллионов долларов точно не украли - декорации и платьюшки были на уровне. Все остальное - тихий ужас.
Кстати на моей памяти “Матильда” далеко не первый скандальный фильм на поверку оказавшийся пшиком. “Последнее искушение Христа”, против которого в свое время восставали представители всех христианских религий, вполне себе проходной, несмотря на то, что он - детище Скорсезе.
Что касается образа императора Николая в фильме, то я не заметила ничего оскорбительного. Примерно так я себе этого исторического персонажа и представляла - чувствительный инфантильный нерешительный мямля. “Вы имеете право на все, кроме любви!” И где-то за кадром Генрих VIII прогнувший оголтело-католическую державу под англиканство ради того, чтобы жениться на Анне Болейн, говорит: “Бу-га-га”. Вообще меня нехило бомбит от “королей Томменов” во власти. Потому что их слабость обычно стоит жизни миллионам людей. И пока они радостно увлечены синематографом или слесарным делом (Людовика XVI почему-то никто не спешил причислять к лику святых, хотя судьба его и его семьи была не менее ужасной) к их странам подкрадывается полный кошмар. Добрые и нерешительные люди мне могут быть симпатичны только в том случае, когда от них не зависят судьбы целых народов. Не можешь быть царем и держать власть? Не можешь принимать сложные решения и гнуть свою линию? Отрекись сразу и живи счастливо хоть с балериной, хоть с певицей, хоть с котиками. Именно в этом и состоит твой долг перед страной - уйти, если не хочешь и не можешь править.
Ну а теперь о фильме. До сих пор не могу понять что это было и зачем оно вообще.
Исполнители двух главных ролей не умеют играть от слова “совсем”. Видимо их выбирали по принципу максимальной похожести на реальных царя и Матильду, наплевав на все остальное. Актриса в роли Матильды очень красивая, причем еще той особенной красотой конца XIX века. Но ее персонажу почему-то напрочь отказано в достоинстве, стати и благородстве - во многих сценах она выглядит дешевой проституткой и это сочетание ангельского лика и замашек деревенской девки вызвало мой первый фейспалм.
Русское дворянство. Если в фильме “Дуэлянт” оно выглядит сборищем напыщенных идиотов, то в “Матильде” оно - сборище похотливых избалованных мажоров к услугам которых местный бордель, состоящий из лучших балерин под началом восторженно-кокетливого сутенера - директора Императорских театров. Нет, я отнюдь не идеализирую ни то время, ни представителей лучших русских фамилий, которые действительно имели на содержании любовниц из балетных, но как нужно было исхитриться, чтобы показать это настолько пошло и дешево?! Балеринам и оставшимся представителям дворянства впору в суд подавать.
Будущая императрица Александра Федоровна. Из этого персонажа сделали настолько нелепую карикатуру, что у меня до сих пор болит лоб от фейспалмов. Глупая истеричная баба, которая ненавидит соперницу (эпизод с добычей крови Матильды просто за гранью добра и зла) и сквозь зубы цедит ей вслед: “Стерва!” под сдавленные смешки зрителей.
Максимум на что была бы способна реальная Аликс в отношении “соперницы” это холодное: “Я с ней незнакома”.
Вся линия с психом, одержимым Матильдой, которого играет Козловский - это каскад из фейспалмов. Зачем она там? Просто чтобы всунуть в фильм Козловского? О, а сцена где он дает по морде Николаю в лучших традициях сельской дискотеки на районе! Здесь стоит просто понимать, кем была царская семья для русских дворян - первые после Бога, и уважение к царю впитывалось с молоком матери. Можно было вольнодумничать или выступать против отдельных порядков, но ударить наследника престола по лицу?!
Сцена с пожаром на плоту(!) и похищением Матильды чудовищная по своей надуманности. И чтобы описать все, что меня покоробило, все, что вызвало недоумение, а порой даже чувство стыда за тех, кто это это снимал, мне нужно было бы сидеть за этим текстом неделю.
Настоящая любовь между Николаем и Матильдой? Я ее не заметила. Даже в фильме “Адмирал” любовная линия была более убедительной. Здесь нет нормальных человеческих отношений, нет нормальных диалогов, только штампы, схемы, клише и надуманные нереальные ситуации. Если фильм и красив, то это красота дешевой мыльной оперы, в которой влюбленные бегут друг другу навстречу по берегу океана в слоу-мо. И непременно музыка трагическая, чтобы было понятно, что любовь несчастная и обреченная. И так несколько раз. Тьфу.
По жанру фильм отнюдь не историческая драма. Больше всего он напоминает фэнтези. Причем очень плохое фэнтези, снятое по фанфику, написанному озабоченным школьником, который почему то решил, что героями писульки должны стать Николай II и Матильда Кшесинская. Конец XIX века глазами озабоченного школьника - и все становится на свои места. Ведь по факту историзма и реализма во всем этом меньше, чем в фильме “Гордость и предубеждение и зомби”. И почему тогда нельзя было изменить финал? Николай отрекается, они женятся, на троне другой император, Кровавого Воскресенья нет, революции нет, коммунизм придушен на корню, а Владимир Ульянов тихо работает школьным учителем в какой-нибудь глуши изредка мечтая о равенстве, братстве и кровище, сидя на своей кухне и попивая чай, поданный Крупской. В этом случае фильм мне бы даже стал нравиться.
Резюмируя: зрителей в очередной раз решили подержать за идиотов, которые все схавают. Сам этот фильм - оскорбление, да. Но не одного конкретного человека, а таких понятий как здравый смысл, историческая достоверность, чувство вкуса и чувство прекрасного. В результате создатели фильма вместо того, чтобы заткнуть поехавших крышей монархистов-православных-депутатов огребут пинков уже от разумных и адекватных людей, которым подсунули откровенную халтуру.
Оценка: 4/10 даже со скидкой на особую одаренность отечественных киноделов.
Когда на экране погасли титры, и я торопливо направилась к выходу из кинотеатра, в душе моей был полный сумбур. Как будто меня немного обманули, обещая красивое и воздушное пирожное, а подсунув обыкновенную булочку с маком. Вроде бы смысл такой же, но все не то. Так вышло и с фильмом. Не знаю толком, чего именно я от него ожидала, но получить - не получила. Да, были многочисленные скандалы обернувшиеся в итоге громким пиаром, да, были возмущения об очернении образа последнего русского царя, да, была история любви цесаревича и балерины, но итог из всего этого вышел какой-то невразумительный. Мало того, в некоторых моментах киноленты мне было абсолютно скучно, я простыла, неважно себя чувствовала, хотела спать и как-то, надо отдать должное, происходящее на экране этому способствовало. Полностью переключить мое внимание на себя у режиссера "Матильды" так и не вышло, хотя обычно я зритель не требовательный и благодарный.
Не понравилась уже с первых кадров сцена коронации - показушное падение в обморок, балерина, которую никто не в состоянии удержать и драматичное "Ники", как в лучших слезливых мелодрамах нашего времени. Серьезно? На кого вообще был рассчитан данный прием?
Дальше пошло по накатанной - искажение исторических фактов во всей красе. Я не поленилась потом и почитала историю любви цесаревича Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Роман был достаточно ярким, трогательным и нежным, причем закончился дружбой и хорошим отношением. Сам Николай прекрасно понимал, что жениться на балерине право не имеет, будущую жену - принцессу Алекс - любил и уважал, отказываться от престола не собирался. Да и Матильда не питала иллюзий по поводу отношений с членом царской семьи - это было юношеское увлечение, первые и довольно яркие чувства. Сам же Николай II рассказал о своем романе с Матильдой будущей супруге, на что та ответила, что прошлое остается в прошлом. Чем вам не красивая история для кинокартины? В ней нет чувств, нет эмоций, нет сюжета? Ради чего стоило перевирать историю - ради накала страстей? Так не было их, актеры иногда настолько уныло читали свои монологи, что в их любовь абсолютно никак не верилось. Я, наверное, принадлежу к той категории людей, которая любит подобные фильмы, снятые на основе реальных фактов, а не взятые из фантазии одного единственного момента из жизни и с упоением разбавленного полетом фантазии режиссера.
Чего, кстати, стоит один только персонаж Данилы Козловского, в реальной жизни, насколько я знаю прототипа не имеющий. Все эти сцены с погружением под воду, вхождением в транс, видением балерины (причем, отнюдь, не Матильды, что было бы логично!) и погони со шприцами ради заветной капельки крови. Такое чувство, что создатели немного забывали жанр, в котором работали, и творческий полет заносил их в сторону триллеров-ужастиков. К чему там вообще история Воронцова? Кстати, читала, что Козловский претендовал на роль царя, но в последствии типаж Айдингера оказался гораздо более подходящим и утвердили именно его. Вот после этого, окончательно возникло чувство, что эпизоды с Воронцовым впихнули именно под Козловского, чтобы он не расстроился. Потому что никакой смысловой нагрузки этот персонаж не несет, а эфирное время занимает. Кстати, он еще врывается в царские покои и дерется с Николаем. Браво, что сказать! Это ж какой полет мысли!
Что касается костюмов и декораций, то это было красиво и эстетично. Очень. Можно сказать, что только ради этого я и пошла на картину в кинотеатр. Нежно обожаю Петербург и посмотреть на сцены с Мариинкой, Зимним дворцом и Петергофом было для меня высшим наслаждением. Коронация, балет - это все удивительной красоты кадры, радующие глаз, еще бы поменьше куба с водой и мозгов (это же они были?) в стаканчиках - вообще бы прониклась!
Подводить итог всему сказанному даже как-то не хочется. Я искренне не понимаю зачем нужно было показывать искореженные факты о русской истории, причем нашим же режиссером. Так приятно выставлять людей теми, кем они в реальной жизни не являлись? Княгиня Александра Федоровна была мудрой и интересной женщиной, которую искренне любил ее муж. В фильме же это нервная и ревнивая девушка, которой прям не терпится взойти на трон. Николай мечется между двумя женщинами и не может принять решение, его отец практически не против брака с балериной, а его двоюродный брат ищет основания для законного супружества между влюбленными. Не могло быть такого в то время, это настолько нелепо выглядит, что смотреть и воспринимать фильм серьезно совершенно не получается.
Кстати, один из важных эпизодов картины и жизни - это давка на Ходынском поле в момент коронации цесаревича. Для тех, кто знаком с историей, известно, что Николай не прервал праздничных мероприятий и отправился на бал, чем в последствии значительно подорвал свой авторитет.
Вот из таких нюансов и складывается общее впечатление о картине, которое оказалось достаточно неоднозначным лично у меня. Никакой исторической и культурной ценности оно не несет, а если добавить к этому еще и скомканную игру, и шекспировские страсти с заламыванием рук, и, конечно же, Воронцова, практикующего "задержку дыхания" приличную часть экранного времени, то становится совсем грустно. Откровенно говоря, фильм заслуживает звания проходного. Если бы не члены королевской семьи, на которых, можно сказать, и выехал режиссер, то "Матильда" была бы удостоена проката на канале Россия в субботу вечером, где ее бы оценили (или не оценили) домохозяйки и романтичные барышни.
А вот ради чего стоило искажение реальных фактов истории остается загадкой. Ведь не секрет, что подрастающее поколение все чаще предпочитает узнавать Россию по фильмам и свое мнение о царской семье у таких людей сложится весьма двоякое. В какие-то моменты я даже стала понимать тех, кто хотел "Матильду" запретить. Потому что за всем налетом показушной романтичности, создатели картины упустили самое важное - людей и их характеры, которые остались раскрыты весьма странным и неоднозначным образом. Или не раскрыты вовсе, кроме Матильды, может быть. Она, надо отдать должное, невероятно хороша.
Так что... очень бы хотелось, чтобы таких картин было поменьше. Кстати, если вспомнить о бюджете, то становится, и вовсе, печально. Столько средств в проходную мелодраму, не имеющую никакой исторической значимости? И странно, и грустно одновременно.
Оценка: 4/10
Как большая поклонница красивых костюмированных фильмов о прошлых столетиях, давно ждала "Матильду". Помню, как загорелась ей года три назад, когда увидела первые анонсы и кадры, а ни о какой шумихе не было речи. Особых ожиданий от фильма не было, учитывая мое скептическое отношение к российскому кинематографу. А все большая критика и суждения только по одному трейлеру меня удивляли и даже возмущали. После просмотра могу сказать, что я не разочарована и все мои предположения оправдались.
С эстетической точки зрения картина просто прекрасна! У героев великолепные костюмы, рассматривала каждый наряд Матильды, украшения. Ее платье с огнями произвело сильное впечатление, а танец с другими балеринами на сцене просто нечто. Шикарны декорации и интерьеры. Блистательные залы дворцов, богатые комнаты, живописные кусочки природы, все изумительно и захватывает дух. Понравились не только пышные наряды двора, но и одежда обычного населения. Хоть и показали народ довольно мало, я заметила красивое убранство женщин царской России. Актеры мне тоже в целом понравились, Михалина красавица, было приятно на нее смотреть. Ингеборга неподражаема, ее речь в одном из диалогов с Николаем, пожалуй, задела в фильме больше всего и вызвала настоящие эмоции, чего не скажешь обо всем фильме.
Игра актера, исполнившего роль Николая, для меня оказалась довольно спорной. Я до последнего не могла поверить в то, что это тот самый царь. С одной стороны, Николая показали таким, как его описывают современники, слабым и малодушным. В цитату: С.Ю. Витте: «Неглупый человек, но безвольный» /Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т.2. С. 280
Было любопытно и как-то грустно смотреть на его метания, неуверенность перед тем, как он взошел на престол. С другой стороны, в чем-то личность Николая "приукрасили". Как нам известно из источников, после трагедии на Ходынском поле царь продолжил праздновать, но в фильме эта драма его глубоко задела.
Алекс была представлена в особом свете, забавно, но жизненно. Данила Козловский в картине и вовсе не к месту. Пустая история, да и актер почти все время провел в стеклянной колбе с водой, никакой интриги и влияния на основной сюжет произведения. К слову о сюжете, к сожалению, на мой взгляд, он получился довольно слабым и неинтересным. Насколько мне было увлекательно рассматривать костюмы и детали интерьера, настолько была скучна история. Я не увидела любви, только страсть, поэтому все дальнейшие поступки героев мне показались странными и нелогичными. Почему так много людей "оскорбилось" этим фильмом для меня также загадка. Хоть и страсть, но, как таковой, эротики в фильме нет, все прилично и эстетично. А была ли любовь на самом деле никто точно знать не может. Хотя начало было захватывающее, к середине я уже начала зевать. Чувства героев показались искусственными, не только основной пары, но и непонятно откуда возникшее влечение Козловского к балерине, брата Андрея к ней же.
Хотелось бы сказать и пару слов о пиаре этой картины. Десять баллов работникам рекламы, если все эти действия и нападки на трейлер были ради этого. К сожалению, "Матильду" это не спасло, и фильм получился довольно посредственным, пусть и очень красивым. И, как повторяли мои преподаватели в университете, любое художественное произведение нельзя брать в основу как единственный достоверный исторический источник, так видит автор, сценаристы, это просто фильм для зрителей. Не стоит искать в "Матильде" большой достоверности и обижаться на то, что образы героев получились не такими, как вы их представляете. Обычная среднестатистическая российская мелодрама с роскошным антуражем.
Оценка: 6/10
Если попытаться абстрагироватся от того, что картина снята про реальных, некогда живших людей, то в сухом остатке мы имеем костюмированную мелодрамму. Главных персонажей 3, и все они вызывают отторжение и непонимание: женщины без самоуважения и мужчина без царя в голове, хоть и царь по сюжету. Матильда, такая типа гордая в самом начале, стремительно катится в яму унижений к концу повествования. Аликс (по версии А. Учителя) находится в этой яме изначально - скачет вокруг мужчины, который от нее нос воротит, умудряется ему постоянно что-то предъявить, будто ее чувства кому-то важны. Я не буду писать о том, как оно было на самом деле и могло ли быть так, как показано в фильме. И так ясно, что это чушь. Но попробую проанализировать то, что есть.
Пожалуй, меньше всех меня раздражала балерина, даже несмотря на похотливый взгляд портовой проститутки и пухлые подмышки. Она хотя бы в первые несколько минут фильма демонстрирует хорошие границы и некое горделивое поведение перед поклонниками. Это выглядит правдоподобно – она звезда, красива, юна, с большим будущим - ей позволительно выбирать, что она в итоге и делает. Но с момента, как ее выбор сделан, Матильда превращается из привлекательной особы в ту, кого все унижают. Царь, мама царя и ее приспешник-пугач, Аликс, все, кому не лень ее шпыняют. И вроде как до нее доходит мысль о том, что такой огромный мезальянс ей не преодолеть, но она все равно предпринимает новые попытки догнать-обнять-НИИИИИИККИ-ты мне должен-я кому сказала. Не коронуйся, давай я лучше покажу тебе 32 фуэте.
Аликс предстает перед нами, как глуповатая женщина, которая верит в привороты-отвороты, постоянно дерзит будущему царю (который вообще-то мог бы ее послать за такое подальше), устраивает слежки за соперницей и не ладит с будущей свекровью. Кажется, что ни один нормальный мужчина на такой не женился бы. Но только не в этом фильме.
Это кино для тех, кто верит историям типа Анастейши и Кристиана. То есть, если иногда ходить на собеседования и работать в супермаркете, рано или поздно появится миллионер, который оценит твой внутренний мир и плеткой погонит тебя в богатую жизнь. В "Матильде" суть такая же, правда не выгорело у Моти в последний момент, но другие обстоятельства - если очень долго бегать за царем, постоянно врываясь в его покои, докучая семье и срывая меропрятия, то он обязательно на тебе женится (нет).
Теперь о том, что же все-таки происходит с Никки. Ему и хочется и колется, и, конечно, Корона ему важнее всех женщин вместе взятых. Забавно было смотреть, как его постоянно догоняет Матильда, он обещает ей жениться на ней или хотя бы подумать, и через минуту отправляется к официальной невесте. Та на него вылливает ушат дерьма и затем все начинается по-новой. Таких кругов ада он проходит штук 5, после чего уже неминуемо потому что мама так сказала подходит день коронации, а он все будто ждет, что все как-нибудь само рассосется, кто-то придет и скажет ему, что делать. В итоге он, как баба, картинно падает в обморок и становится-таки Царем-батюшкой. Вжух.
За всей этой дешевой театральщиной с голыми сиськами и подводными приключениями третьестепенных персонажей я не смогла разглядеть ни русского человека, ни искренности, только надрывная беготня и постоянные унижения главных героев. Если у Учителя было желание показать красивую судьбоносную любовь, увы, он не справился. Получилось изобразить только трех клоунов в дорогом антураже. Я даже, знаете, вспомнила тут, как BBC сняли "Войну и мир", и ведь лучше показали русскую душу и тонкости взаимоотношений.
Очень мешало воспринимать происходящее серьезно то, как сняты сюжетные линии. Они почти все оборваны, и это не недосказанность, а неряшливость. Как будто вырывают кусок из повествования и показывают только его часть для общего представления о происходящем.
Тем не менее, хорошо, что предпринимаются попытки снять фильмы на исторической основе. Люди (ну, некоторые) хотя бы Википедию открывают и читают, как оно было на самом деле. Однако если для подстегивания самообразования наших граждан приходится снимать столь высокобюджетированные и унылые фильмы, и другого выхода нет, что ж... значит, мы где-то свернули не туда.
4/10
Мы остались разочарованы нашумевшей "Матильдой" и к просмотру ее не рекомендуем. Возможно, у вас другое мнение, и фильм чем-то вас зацепил? Тогда поделитесь своим мнением - дискуссия может быть интересной.