Продолжаем наш киномарафон. Поскольку кинопрокат пока не радует нас интересными премьерами, фильмом апреля мы решили сделать не очень новый, но зато очень спорный фильм со своей спецификой.
И сегодня мы будем обсуждать «Страшные сказки» итальянского режиссера Маттео Гарроне. Гарроне завсегдатай и призер Каннского кинофестиваля, любимец кинокритиков и гордость современного итальянского кинематографа. «Сказки» это его первый англоязычный фильм с известными актерами, снятый по книге старинного писателя-сказочника Джамбаттисты Базиле «Сказка сказок» - сборнику сказочного фольклора.
В основе сюжета лежат три сказки Базиле: «Волшебная лань» («La cerva fatata»), «Блоха» («La pulce») и «Ободранная старуха» («La vecchia scorticata») с включением тем из других сказок.
Маги и волшебники, короли и королевы, красавицы-принцессы и страшилы-великаны населяют эту потрясающую готическую фантазию. Сластолюбивый Король Одинокого Утеса берет в жены прелестную деву, а она превращается в уродливую старуху. Отважный Король Долины Туманов отправляется на бой с драконом, поскольку волшебник предсказал, что королева понесет ребенка, если съест сердце дракона. Ну, а Король Диких Гор с любовью выращивает гигантскую блоху, а родную дочь без тени сожаления отдает в жены горному огру. За стенами величественных замков строятся коварные козни, даются безрассудные обеты, там страстно любят и жестоко убивают...
Слово по традиции берут наши авторы-кинолюбители.
Ника (Nostalgia):
«Страшные сказки» - это фильм такого жанра, которые я обычно обхожу стороной. Слишком болезненно я иногда отношусь к смеси детского и сказочного со взрослым и жестоким. И в литературе этот контраст обычно работает так же – такие произведения хорошо запоминаются и сильно впечатляют. Взять хотя бы сказки Гессе или Братьев Гримм. Какой-то в этом есть элемент неожиданности, когда, условно говоря, посреди бала с рюшками и кудрями кто-то умирает или убивает, или его убивают. В общем, насилие, кровь, сказочный антураж и поломанные стереотипы о том, что сказка обязательно должна быть детской и с хорошим концом. Удивительно, что такие фильмы до сих пор эти самые стереотипы ломают. Казалось бы, не первый день живем.
Последняя такая «сказка», которая меня впечатлила – это «Лабиринт Фавна». Считаю, что по настроению фильмы похожи. Но «фавн» будет покриповее и тема войны, искусно поднятая там, кажется намного более серьезной. Здесь же черный юмор вызывает ухмылку и смотреть совсем не страшно. Сыграли больше не на страхе, а на отвращении. Так что эти сказки не страшные, а немножечко мерзкие. Но это ничего, смотреть все равно очень интересно.
Увлекает сюжет пересечением трех линий. Да вот только пересечение слабенькое какое-то. В конце попытались объединить их воедино, но тоже как-то не убедительно. Некоторые вещи остались совсем непонятными, но в таких фильмах все можно списать на «сказочность». Ну и Бог с ним.
Лично мне больше всего понравилась линия с принцессой и великаном. Она не такая канонично сказочная как у братьев-близнецов, зато довольно динамичная и с моралью. А вот история сестер-старушек была особенно жестокой и мерзкой. Все-таки темы старости, секса, молодости и похоти – это какой-то жесткий коктейль для психики. Оставляет неприятный осадок. Если вдуматься в причину того, почему именно этот сюжет из трех так отталкивает, то понятно, что в нем затронуты вечные нутряные страхи человека, такие как страх смерти, страх быть некрасивым, нежеланным, страх быть оставленным.
«Страшные сказки» это обличение всех пороков людских, поданное в занятной обертке кровавых притчей. Жаль, что не все мотивы персонажей ясны, и не все образы раскрылись достаточно емко. Но если бы этому уделили еще больше времени, фильм шел бы часа три.
Моя оценка: 7,5/10. В фильме есть, чему ужаснуться и чем насладиться, а главное – над чем задуматься в процессе. Сказка - ложь, но в ней намек. (с)
Лиза (Lizavett):
«Страшные сказки» я считаю сильно недооцененным фильмом, который явно не заслуживает такого низкого балла на «кинопоиске». И дело здесь в обманутых ожиданиях зрителей, которым пообещали красивую фэнтезийку, а дали совсем другое кино и по жанру, и по смыслу, и по манере повествования. По факту «Сказки» - артхаус артхаусный, а зрители ждали видимо нечто вроде «Малефисенты», отсюда столько разочарованных и недоуменных отзывов.
И еще здесь нужно четко понимать что такое сказка по своей сути. Сказка это не фэнтези, в котором главное сюжет, история и пресловутое «чем же все закончится и кто победит?». Сказка отличается от фэнтези тем, что главное в ней не история, а ее смысл. Сказка это очень древний жанр, у множества сказок нет даже автора, они рождаются и существуют сами по себе, пока кто-то их не запишет. Сказка это сосредоточие глубинной народной мудрости, она рассказывает нам не столько историю, сколько показывает как устроен мир, по каким законам он живет и что получается, когда кто-то эти законы нарушает. Это вне времени и всегда актуально, потому что устройство мира не меняется. Сказка это практически всегда урок, который требует осмысления. Если говорить образно, то урок это конфетка, а история, любых степеней красоты и фантазии, лишь фантик.
И основная проблема фильма «Страшные сказки» в том, что в нем обсуждается только фантик: истории странные, местами противно смотреть, четкого финала нет, картинка красивая, а толку? Это основные претензии к фильму, которых могло не быть, если немного подумать на тему: «Что до нас хотели донести этими историями?». Сейчас мне кажется, что это даже больше притчи, чем сказки, а любая притча по определению требует трактовки, иначе ее существование не имеет смысла.
Да, и кто сказал, что сказки непременно должны быть добрыми?
Хоть каждая новелла самоценна и по каждой можно было бы снять отдельный фильм, по всем трем красной нитью проходят несколько общих моментов.
1. Родственные узы.
2. Равновесие (добро-зло, жизнь-смерть), необратимость времени.
3. Непринятие реальности и, как следствие, самой жизни и плата за это.
Я долго думала как бы мне обойтись без спойлеров, но так и не придумала. Можно долго говорить про атмосферу, визуал и подбор актеров, но именно этот фильм просит разбора и пояснения сюжетных ходов. В скрытом тексте мои кратенькие рассуждения о том, как я поняла увиденное.
Новелла первая, которую можно было бы назвать «Мамо». Или если по-современному «Мамамальчика». Здесь все по-фрейдистски прозрачно: женщина, которая отчаянно хочет сына, а получив его, не желает отпускать от себя. Одержимая Сальма Хайек пожирающая сердце чудовища прекрасна. Эту маму (и всех мам мира) можно понять, она пошла на жертвы ради рождения сына, она готова была умереть ради его появления на свет, сын — самое дорогое, что у нее есть. Но время идет, дети вырастают и перестают быть с матерью единым целым. И считать ребенка продолжением себя, а не отдельным человеком со своими чувствами и привязанностями — это эгоизм, за который потом придется платить. Детей нужно отпускать, а не бежать всю жизнь за ними, требовательно выкрикивая их имя. Это закон жизни. Иначе такое мамо неизбежно превратится в чудовище. Сын королевы здесь мудрее и взрослее ее — он отпускает брата именно из любви к нему (потому что из любви отпускают, а держат из эгоизма), тем самым проходя испытание. У этого персонажа все будет хорошо и королем он будет неплохим. Эта новелла меня затронула меньше остальных, потому что сам феномен одержимости материнством мне не слишком понятен. Кроме того мне жалко симпатичное морское чудище, которое сидело себе, никого не трогало и вот тебе раз :( Новелла вторая — старухи и король. Она о двух сестрах, которые постарели, но не повзрослели. Они выглядят безумно жалко и нелепо, но не потому, что они старые и некрасивые, а потому, что внутри они капризные девочки, которые так и не выросли, которые так и не смогли смириться с течением времени, с тем, что молодость прошла. Не смогли принять реальность. И обе за это жестоко поплатились. Кроме того это страшная история о несбыточной мечте и безжалостная иллюстрация культа вечной молодости. Содрать с себя кожу, резать свое тело, что-то подтягивать-натягивать-вставлять-удалять и все это по сути только для того, чтобы отвоевать у времени, а значит и у смерти несколько лет. Но это борьба, в которой никогда не победить. И это, к сожалению, тоже закон жизни. Сцена, в которой старушка Имма едет на телеге в лес, чтобы с нее сняли кожу, и лицо у нее при этом полное безумной надежды, прекрасна. Король здесь составляет прекрасную пару сестрам, его молодость тоже заканчивается, а он не может осознать и принять это. Вообще в этом королевстве, если заметить, царит атмосфера распада и увядания. Король не нашел в своей жизни другого смысла, кроме погони за еще неоприходованными барышнями, поэтому отчаянно боится старости. Это становится очевидным в момент, когда обнаруживается, что Дора — старуха. Он испуганно кричит: «Уберите ее от меня, быстрее!» и при этом он так же жалок как и она. Я не знаю чья судьба здесь ужаснее Иммы, или Доры, которой дали желаемое, чтобы тут же отнять. А кто вообще сказал, что вторая молодость будет долгой? Все проходит, и это пройдет — запомни, крошка. Самая безнадежная и поэтому самая страшная история. Новелла третья. Принцесса и людоед. Здесь мы имеем отношения отец — дочь, в противовес матери и сыну из первой истории. И снова: отец предпочитает дочь, когда она мала и полностью принадлежит ему, а когда она вырастает, у нее появляются собственные занятия и мечты, становится ему неинтересной. И в противовес он заводит себе блоху — существо, которое полностью от него зависит, всегда молчит, ничего не соображает, только жрет и растет. На самом деле папо хочет, чтобы дочь осталась с ним насовсем, поэтому дает ее потенциальным женихам заведомо невыполнимое задание. И этот же папо зол на нее за ее главную мечту — выйти замуж и выпорхнуть из родительского гнезда. Отдавая дочь людоеду он отчасти мстит ей (ну-ка посмотрим теперь как ты будешь счастлива без папочки-то). А принцесса Виолетта со своими романтическими бреднями это же Санса Старк, которая мечтала о золотоволосом принце, свадьбе и детишках, а получила короля Джоффри. А Виолетта получает людоеда. Нет, ну а что, ты же сама хотела высокого, сильного, смелого и чтобы он тебя любил. Хотела — получи и распишись. И не хнычь теперь, это делу не поможет. И пока ты будешь ждать, что тебя спасут ничего не изменится. Спасайся сама. Сама смотри в глаза своему монстру, сама борись с ним! Момент, когда Виолетта это понимает и берет свою судьбу в свои руки, прекрасен. А потом уже совершенно другим человеком, окровавленным, лишенным иллюзий она возвращается домой с головой людоеда в подоле и совершает еще один правильный с точки зрения законов жизни поступок — прощает отца, пожалев его. Отпускает свою обиду. И в следующей сцене она уже сидит на троне, и каким же маленьким и жалким по сравнению с ней выглядит ее отец! Она проходит испытания и впереди у нее целая жизнь.
Мое понимание может оказаться слишком по-бытовому поверхностным, при желании в фильме можно нарыть более подробную и более стройную концепцию происходящего — зависит от культурного бэкграунда. Некоторые моменты остались мною непонятыми, к примеру связь между людоедом и блохой: я чувствую, что она есть, а уловить ее не могу.
Финал с одной стороны открытый, а с другой полностью логически завершенный. У меня не осталось ощущения недосказанности (на него многие жалуются), все так как и должно быть.
Послевкусие у «Сказок» сильнейшее, я долго-долго не могла отойти от увиденного, многие сцены прямо впечатываются в мозг, заставляя прокручивать их снова и снова в поисках объяснения. И визуальная часть меня, как ценителя, оставила в совершеннейшем восторге, напомнив одновременно картины старинных мастеров и некоторые великие фильмы итальянского кино, которое, как оказалось, еще вполне живо и помнит о своих традициях.
И несмотря на то, что фильм снят по сказкам человека, жившего в XVI веке, он не теряет своей актуальности, потому что темы, в нем затронутые, вечны и касаются каждого. Отношения отцов и детей, страх перед смертью, умение любить, прощать, смиряться с неизбежным и извлекать уроки из собственных ошибок — все это базовые вещи любого человеческого существования и фильм дает ценную возможность еще раз подумать о них. Возможно даже применительно к себе.
Фильм почти шедевр.
Оценка: 9/10
Юля (iYulika):
“Страшные сказки” - один из самых неприятных фильмов, которые я посмотрела в последнее время . Мне нравятся костюмированные фильмы, экранизации сказок, я фанат “Однажды в сказке” и одноименного сериала “Страшные сказки”. Но этот же фильм мне совсем не понравился и оставил после просмотра противный осадок. Для кого-то это хорошо и подобная “оригинальность” - признак качественного фильма, но не для меня.
Немного скажу о том, что действительно понравилось. Выбор актеров на высоте, Сальма Хайек, Венсан Кассель как всегда замечательно исполнили свои роли. Но, тот же Кассель, не менее хорош в “Красавице и чудовище” 2014 года, а фильм мне понравился значительно больше. Он не менее оригинален, чем “Сказки”, так же красив, но не оставляет после себя мерзкого чувства. Братья близнецы хорошо вписались в картину, а грим старух просто на высоте! Костюмы, декорации и весь антураж в фильме шикарны! Очень красивые платья, прически, а также есть просто невероятные кадры, сочетанием цветов на которых просто восхищаешься, например, рыжая девушка в лесу или королева с “аппетитным” блюдом в зале.
Увы, но больше в фильме меня ничего не зацепило. Сюжет прост, вся мораль “на поверхности”: все имеет свою цену, каждому ребенку приходится взрослеть, а старость неизбежна и ее нужно принять. Хотя, все же, могу выделить историю с принцессой и людоедом как наиболее интересную для меня. Были и неожиданные моменты, которые действительно удивили. Но вся картина как будто пропитана зловонным соусом, чувствуя который, просто забываешь о колорите, костюмах и знаменитых актерах. Он окутывает все, вызывает отвращение, а омерзительные сцены все еще не могут выйти из памяти: нелепая гигантская блоха, обнаженные старухи и другие грязные планы. Это совсем не страшные сказки, это мерзкие сказки с бессмысленными поворотами сюжета и нелепыми героями. Ни один из них не вызывает симпатию, а поступки поражают глупостью. При просмотре постоянно всплывало в голове только одно: “Что за бред?”. Кроме жуткого отвращения, фильм не вызывал никаких эмоций. Мне грустно смотреть на современные “сахарные” адаптации сказок от Диснея, все по похожему шаблону, с картонными героями, тупо списанными с мультфильмов. Но и эта картина совсем не то, что хочется смотреть, расслабившись вечером. Она не заставляет задуматься, и в то же время не дает насладиться красивой картинкой, а выливает, как будто помои, гадкие сцены. Очень странный фильм, который я никогда не буду пересматривать. И рекомендовать никому не могу, особенно детям до 18. Поберегите свое время, пересмотрите фильм, который доставляет удовольствие.
Оценка: 6/10
Надя (Murrchetta):
«Страшные сказки» или «Сказка сказок» - самый неоднозначный фильм из просмотренных мной за последнее время. Сама бы я вряд ли выбрала его для вечернего просмотра - трейлер и рейтинг совсем не внушили мне доверия, но наши совместные проекты помогают расширять горизонты, и я ничуть не жалею, что все-таки «потратила» на него два часа своего времени.
Несмотря на мой скептический настрой, фильм мне понравился – не могу назвать его шедевром, но, по крайней мере, он запоминается своей нетипичностью, что уже много значит в наше время. При просмотре фильма рекомендую сразу отключить логику и здравый рассудок – не стоит забывать, что это «сказки» (хоть и страшные), которые мало чего общего имеют с реальностью. Здесь происходят самые странные события, которые не то, что в жизни, и в «обычных» сказках показались бы не совсем нормальными. Но всё же, как гласит известная поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намёк», так и здесь без намёков не обошлось. В каждой из трёх историй чётко прослеживается мораль (по крайней мере, я ее увидела) – герои сказок, так или иначе, оказываются «вознаграждёнными» за свои пороки. Правда всё это преподносится немного в «трешовом», жестком виде, что можно просто выпучить глаза и сказать – «Что это сейчас было?».
Помимо того, что «Сказки» привлекают своим непредсказуемым сюжетом и с самого начала вызывают сильный интерес к тому, что же всё это значит и что произойдет дальше.. Они завораживают красотой съемки – и пусть иногда это по-настоящему «страшно красиво» (живописные пейзажи сменяются какими-то мерзкими сценами), я получила от просмотра чисто визуальное удовольствие.
Оценка: 7/10
От редактора: на этот раз мы не единодушны в оценке фильма, впечатления разнятся от "почти шедевра" до "какая гадость" :) И хоть наша общая оценка 7,4 балла заслуживает традиционной зеленой печати, решение о том, смотреть этот фильм или нет мы оставляем на ваше усмотрение. Или прислушайтесь к тому автору, чье мнение вам кажется наиболее убедительным.
А Вам есть что сказать по поводу этого фильма?
Статью для вас подготовила Лиза (Lizavett)
Комментарии
Про культурный бэкграунд я не соглашусь. Такое ощущение, что чтобы этот фильм вызвал восторг, надо иметь какой-то особый опыт. Да нет, конечно, вся мораль в этих притчах на поверхности, как и в любых сказках. И поэтому здесь разве что оберткой и пытались зацепить. Кто смог насладиться - тому повезло, а кто-то почувствовал, что его в очередной раз эпатируют - тоже ведь нормальная реакция. У меня была смесь этих чувств при просмотре.
А отзывы на роттен томатос почитала уже после статьи, как-то все невнятно пишут, ни восторгов ни жесткого порицания.
Бэкграунд точно нужен, но в этом как раз нет ничего плохого. Я читала настолько прекрасные и логичные объяснения происходящего в фильме, причем там были задействованы такие мелочи, на которые я не обратила внимания при просмотре, что меня невольно брала зависть) Кто-то проводил параллели с "шагреневой кожей" Бальзака. Вообще начитанность и насмотренность часто повышают удовольствие от просмотра многих фильмов и я очень часто сокрушаюсь, что лично мне их не всегда хватает.
Я просто совсем не киногурман и мне довольно сложно себя заставлять искать смысл или проводить параллели там, где это не очевидно. Понятное дело, что когда обнаруживаешь какие-то скрытые отсылки, это радостно и приятно. С другой стороны все это субъективно. И порой в артхаусе такая недосказанность бывает, а иногда и банальная недоработанность, которой начитанный зритель в силу своего бэкграунда присуживает какой-то смысл. Но его ведь может просто не быть в некоторых случаях.
Не спорю есть фильмы, в которых смысл буквально высасывается из пальца любителями покопать. ("Исчезнувшая" к примеру, хоть и не артхаус, но я, как ее фанат, в свое время перечитала столько ее безумных трактовок, что ) Но по моему опыту гораздо чаще бывает наоборот: смысл остается незамеченным основной массой посмотревших. Но в принципе наверное так и должно быть...
В целом, мысли сходятся с Юлиными. Сказки не страшные, сказки мерзкие. И ладно бы это было оправдано каким-то смыслом, но... смысл этот настолько банальный, что не понятно ради чего вообще снимался фильм? Ради красивой картинки, я так понимаю, и желания взбудоражить зрителя? Но вот вся эта смесь гадливости от происходящего, тягучести повествования и шаблонности сюжета меня лично никак не зацепили. В последнее время, и правда, много различных интерпретаций сказок с ломкой шаблонов. Это здорово! Чего-то такого я ждала и от этой картины, но... не дождалась. Переплетение сюжетов слабое, почвы для размышлений нет, глубины, соответственно, тоже, до красивой готики не дотягивает.
И кстати, я чего-то не понимаю, но почему нет рейтинга 18+? Этому фильму это точно не помешает)
Для меня вот история старух была душераздирающей, а история принцессы весьма поучительной.