Что мы знаем о коллекторах? Те, кому хоть раз звонил коллектор, наверное, многое могли бы рассказать. О бессилии в разговорах с людьми этой профессии, а, может, и о ненависти к ним. Те, кому не звонили, - счастливчики.
Сильны духом те, кто обладает психологической устойчивостью к их звонкам. А так ли уж сильны психологически сами коллекторы?
О выходе фильма “Коллектор” Алексея Красовского я узнала несколько месяцев назад. Простенький трейлер сумел заинтриговать, и недавно я его посмотрела. Первое, что удивило, длительность фильма. Я дважды перепроверила, но фильм действительно длится всего 70 минут (74 вместе с титрами). Второе удивление настигло совсем скоро. Оказалось, что это фильм одного актера - Константина Хабенского. В кадре только он и никого больше.
Сюжет можно описать так: успешный коллектор Артур получает интригующий звонок от неизвестной женщины. Она обвиняет его в том, что ее муж был доведен до самоубийства звонками Артура. Она выложила в сеть видео, компрометирующее его, и согласится удалить только в том случае, если он сбросится с балкона.
На глазах зрителя разворачивается типичная драма. Триллером у меня это язык не поворачивается назвать. За пару часов Артур должен доказать всем и вся, что он невиновен в том, что показано на видео, и что видео само липовое. (Видео, кстати, нам так и не показывают, и есть только намеки из обрывочных фраз). Телефон разрывается. От него отворачиваются знакомые люди, начальник, который не может противостоять более высоко стоящему начальству, подруга семьи. И даже жена его не очень понимает и даже не пытается понять, ей важно только то, что сейчас происходит в конкретно ее жизни.
Кажется, что сама судьба решила наказать человека за его работу. На него накинулись все. С помощью только телефона и ноутбука он пытается доказать свою невиновность, не выходя из офиса, из которого его заочно уже уволили, не разбираясь. Его - человека, заработавшего для фирмы миллионы.
По стечению обстоятельств, только один “закадровый человек” не знает Артура-коллектора, Артура-телефонного мучителя. Это девушка Тамара из ветеринарной клиники, куда утром он завез собаку, сбитую даже не им самим. Изначально позвонив из-за забытых в клинике перчаток, он постепенно начинает интересоваться судьбой неизвестного пса. Тамара помогает ему заочно полюбить бездомную собаку, которую никто не любил. И, видимо, проводя аналогию со своей не очень-то удавшейся жизнью, он дает собаке свое имя.
События в фильме развиваются довольно быстро. От одного телефонного разговора - к другому. С кем-то ссорясь, с кем-то мирясь, копаясь в бумажках и куче данных, он выясняет личность таинственной незнакомки на том конце провода, и по документам фирмы буквально проводит расследование, сообщая этой женщине шокирующую для нее новость. Новость, которую принять тяжело. Для него - это завершение дела и возможность тихо уйти в ночи из бизнес-центра, а для нее? А она, судя по всему, уже давно для себя решила, чем должна закончиться эта ночь.
Я не знаю, добивался ли режиссер, чтобы зрители к концу фильма начали сочувствовать мучителю или жалеть его, хотел ли показать какое-то раскаяние этого человека. Не знаю. Знаю только одно - раскаяния я не увидела. Увидела ненужность человека и желание немного в чем-то изменить свою жизнь. И тем неожиданнее для меня была концовка.
Пожалел бы зритель этого героя? Думаю, что процентов 90 людей, столкнувшихся в жизни с давлением коллектора, сказали бы, что он заслужил не только это, но еще и во сто крат больше. Но я не сталкивалась. И я, честно говоря, немножко его пожалела. Хотя в глубине души чувствую, что не должна была. Противоречиво? Пожалуй.
Я считаю, что этот фильм нужно посмотреть хотя бы ради Константина Хабенского. Я уважаю его как актера и считаю, что этот фильм хорошо показывает, как он перерос ментовские сериалы 2000-х. И не зря получил награду за лучшую мужскую роль на Кинотавре (не в первый и, наверное, не в последний раз). А если не ради Хабенского, то ради операторской работы Дениса Фирстова, которая также заслужила награду Кинотавра. Впервые я следила не только за сюжетом, но даже за движением камеры, за углами, под которыми показывали лицо главного героя.
Вот такие противоречивые чувства вызвал у меня фильм “Коллектор”. Если какие нестыковки и были в фильме, то я их просто не заметила, потому что, не отрываясь, смотрела на экран и ждала развязки. Отличный фильм, который если и понравится не всем, то равнодушным не оставит точно.
Комментарии
я как раз на прошлой неделе увидела этот фильм на одном из сайтов, но по описанию он меня как-то не очень зацепил. А сейчас прочла твой пост, и поняла что пойду-ка я скачаю фильм
Сюжет, ну как бы это сказать, высосан из пальца что ли. Не хочу спойлерить, но как коллектор он мог решить эту ситуацию на раз-два(записал бы разговор с шантажисткой и все). Концовка выглядела абсолютно нелепой, как будто режисер в последний момент подумал "а почему бы нам так не сделать?". Видимо это была последняя попытка оставить след в душе и голове зрителя. Но кмк она вообще не удалась. Задумка крутая, ее можно было развить куда круче, а вот реализация слабенькая.
Я ничего не знаю о коллекторах, но я увидела его именно таким, как представляла.
На Кинопоиске, кстати, ни одного негативного отзыва, я такое видела один раз (из тех, что проверяла) - на фильм "Месть от кутюр".
Спасибо за интересную рецензию!
Боже, это БРАВО!
Даже поплакать умудрилась..