Когда я посмотрела этот фильм впервые, то не могла от восторга подобрать слов, кроме "это нужно видеть обязательно и как можно скорее".
С тех пор я успела посмотреть его еще два раза (к слову я очень редко что-то пересматриваю, потому что предпочитаю тратить время на новое кино), эйфория ушла, слова появились, но "Whiplash" по прежнему остается одним из моих самых любимых фильмов.
Потому что он прекрасен.
Он наполнен нервом, он заставляет стучать сердце в такт происходящему, он способен заставить зрителя бешено сопереживать, он божественно смонтирован (весомая доля успеха фильма именно в монтаже) и в нем божественно играют актеры, вернее два актера. Юный Майлз Теллер и Дж. К. Симмонс.
Барабаны как инструмент здесь были выбраны не случайно. Игра на них внешне выглядит гораздо более эффектной, чем на тех же пианино или саксофоне. Да и трудно представить себе пианиста с окровавленными пальцами от чрезмерных упражнений. К тому же бешеный темп ударов способен оценить даже далекий от музыки зритель.
Эндрю Ниман (Теллер), талантливый джазовый барабанщик, учится в консерватории Шеффера - самом престижном заведении страны. Его замечает дирижер лучшего джазового оркестра Теренс Флетчер (Симмонс) и с этого момента начинается их противостояние, потому что у Флетчера своеобразные методы воспитания юных талантов - через унижение, давление и психологическое насилие.
Здесь сразу видится однозначная ситуация: "Ах он сволочь и садист, губит юные дарования и только один Эндрю благодаря своей силе характера не сдается". Но на самом деле все гораздо сложнее. И Эндрю, и Флетчер очень интересные персонажи, они стоят друг друга и в финале становится ясно, что Эндрю должен был встретить Флетчера и наоборот. Они должны были сойтись только для того, чтобы родилось нечто очень важное.
Эндрю играет на барабанах с детства и он одержим. Он хочет быть не просто лучшим, он хочет быть гением, которого будет знать весь мир и которого будут помнить все даже после его смерти. Это его главная цель. Поэтому он идет в джаз, а не в рок-группу. Поэтому он готов тратить на совершенствование своего дара все свободное время. Поэтому он готов терпеть унижения ради места в лучшем оркестре. Поэтому он стирает руки в кровь, играя ночи напролет без конца сверяясь с великими. Поэтому он отказывается от девушки, которая ему нравится. И кстати совершенно правильно делает - быть спутницей гения незавидная судьба для девушки и Эндрю дает ей шанс найти обычного парня, которому не жалко на нее времени и который сможет дать ей то, что есть у всех: заботу, семью, может быть детей. У Эндрю же все эти простые радости всегда будут на стопятьсотом месте, а перед ними на всех местах будет стоять музыка.
Теренс Флетчер не являясь потенциальным великим, посвятил всю свою жизнь поиску гениев и он одержим. Он уже немолод так никого и не нашел, но "охренеть как старался". Он ищет исступленно и если видит в ком-то искру, то вцепляется в этого человека как в последний шанс. Для него величайшая трагедия если мир потеряет новых Луи Армстронга или Чарли Паркера. Даже если миру абсолютно наплевать. А для того, чтобы стать Чарли Паркером, нужно всего лишь выйти за пределы возможного и не сломаться на этом пути. К пределу, по его убеждению, можно подойти только сквозь боль, пот, кровь и унижение. И одержимость. Чарли Паркер здесь не столько человек и прославленный саксофонист, сколько эталон, носитель божественного дара и величина к которой нужно идти.
При всем этом Флетчер уверен, что настоящий Чарли Паркер никогда не сломается и эта уверенность дает ему карт-бланш на любые действия в отношении Эндрю и других учеников. Если кто-то не выдерживает, то Флетчер о нем сразу забывает, его не интересует дальнейшая судьба этого человека и он не испытывает ни малейших угрызений совести за чью-то сломанную психику. Потому что его цель оправдывает любые средства. Получает ли Флетчер удовольствие издеваясь над своими учениками? Безусловно. Его методы очень похожи на методы типичных психопатов. Чего только стоит "холодный душ", когда он под маской доброжелательности выведывает у того же Эндрю подробности его биографии, а потом, когда Эндрю расслабляется, бьет по самому больному. В его издевательствах есть система и без вдохновения таким заниматься невозможно. Но это не удовольствие садиста в чистом виде только от мучений жертвы, это еще и азарт и надежда "получится/не получится.
Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем "молодец". Эти слова Флетчера растиражировали где только можно, как будто именно в них и смысл фильма, и руководство по обучению юных музыкантов в принципе. Я так и вижу потирающих потные ручонки горе-педагогов из заштатных музыкальных школ, которым именно этих слов не хватало, чтобы с чувством особой миссии бить детишек указкой по пальцам за ошибку в исполнении гаммы. Хвалить за успехи человека/ребенка, который чему-то учится необходимо и это даже не обсуждается. А Флетчер и Эндрю это такое большое исключение, что его даже нельзя брать за статистическую погрешность. И кроме того я совсем не уверена, что Эндрю бы выстоял в любом случае. Что слова Флетчера "видимо тебе не дано" попали бы в цель несмотря ни на что. У Эндрю был очень хороший папа, который ничего не понимал в барабанах, но очень любил сына и поддерживал его во всем. Такой тыл, такие любовь и поддержка дают силы на очень многое. Поэтому я думаю, что линия отца в фильме совсем не случайна.
Осуждаю ли я Флетчера? Нет. Хотя поначалу он вызывал неприязнь. Но без таких как он не было бы искусства. Ему очень не все равно, что настоящее искусство умирает и ему на смену приходят поддельщики. Большинству на это не просто наплевать, оно даже и не знает, что существует какое-то там настоящее и подлинное. Мне далеко до Флетчера, но такой расклад неизменно вызывает у меня печаль. Поэтому мне близки такие фильмы и поэтому я понимаю о чем они. В этом смысле показательна сцена семейного обеда, где родственники Эндрю никак не могут понять чем именно он занимается и как можно измерить его успех. Вот спорт это дело другое, третья лига чего-то там и столько-то очков - это круто, а джаз что... фигня какая-то.
И Эндрю и Флетчер (он в большей степени) подвижники от искусства, это особый тип людей. Жертвы, на которые они готовы и которые приносят, ставят их и вне морали, и вне обычных человеческих правил и ценностей. Такие люди должны быть в обществе даже если большей его части они не нужны. Без них нет ни искусства, ни развития. Нет ничего подлинного, только подделки.
Финальная сцена прекрасна. Забудете как дышать - обещаю. Этот взгляд Флетчера бесценен.
P.S. Я не большой поклонник джаза, но инструментальная пьеса Whiplash (в честь которой назван фильм) и знаменитая композиция Caravan Дюка Эллингтона теперь прочно обосновались в моем плей-листе. Они напоминают мне как прекрасно настоящее кино.
Моя оценка: 10/10
Комментарии
В том году было на удивление много сильных фильмов, если бы "Одержимость" сняли годом позже, то и Оскаров у нее было бы больше, кмк.
Скажи, а как ты относишься к Флетчеру? Мне очч интересно
Ты права, куча великих выросла и без гнобежки, но скольким не хватило именно того последнего пинка? Я вот не знаю что хуже-загубленный потенциал или сломанная психика?..
И еще мне кажется, что Эндрю, несмотря на всю ненависть, будет благодарен Флетчеру.
Понимаю про чувство благодарности, это как говорят "вот меня в детстве пороли, зато человеком стал" что-то мазохистское в этом есть...
У меня есть несколько любимых тем в кино/литературе. Люди-первопроходцы и подвижники, великие и плата за величие, "гений и злодейство" - мне такое очень интересно. В "Одержимости" про это довольно много сказано. Ну чтоб потом подумать. Плюс, да, актеры, драйв и музыка.
Джаз я тоже не очень понимаю, в этой музыке своя волна и своя атмосфера. И она (музыка) довольно сложна. Но после этого фильма я бы с удовольствием сходила на концерт такого джазового оркестра