У Карен Томпсон Уокер всего две книги в арсенале. Но ими хочется делиться.
Уже не вспомню сколько лет назад прочитала книгу "Век чудес". Одно знаю точно - мне понравилось: неспешная, грустная, пронзительная. Погуглила автора, в надежде найти что-нибудь еще в подобном стиле. Увы. Карен Уокер оказалась начинающим автором, вернее даже редактором одного из американских издательств. Книга писалась в перерывах между работой и во время поездок в метро. Дебютная работа имела успех, но больше предложить читателям ей было нечего.
А пару месяцев назад я снова наткнулась на эту книгу, бесцельно пролистывая отзывы на Livlibe. С надеждой, что книг за это время явно стало больше, полезла в библиографию автора, но появилось только одно новое произведение - "Спящие". Естественно прочла моментально. А затем, в порыве эмоций, заново перечитала "Век чудес". Честно скажу, вообще редко что-то читаю повторно и еще реже получаю от этого удовольствие. Но в творчестве Уокер есть что-то болезненное, то что цепляет и удивляет. То ли простота трагедии. То ли умение рассказать о сложном совершенно простым языком. Не знаю, но книги определенно заслуживают того, чтобы о них рассказали.
Век чудес
Пожалуй, это самая тихая версия постапокалипсиса, про которую мне доводилось читать. Даже немного будничная. И, на первый взгляд, не представляющая настоящей угрозы. Просто земля стала чуть медленнее вращаться вокруг своей оси, и теперь в сутках появились лишние шесть минут. Разве не об этом мы порою мечтаем? Видимо, нет. Потому что шесть минут постепенно превратились в десять, потом в час, потом в семьдесят два часа. Земля продолжала замедлять свой ход. Люди продолжали жить.
Именно эту историю и расскажет нам одиннадцатилетняя Джулия. Самая обыкновенная девочка, живущая на побережье Калифорнии вместе с мамой, папой и двумя котами. Она переживает по поводу лучшей подруги, которая больше не хочет с ней общаться, и мальчика с автобусной остановки, с которым так страшно заговорить. Самые стандартные проблемы подростка на фоне умирающего мира - буднично, честно, страшно. Вот о чем эта книга.
Здесь без экшена и подробностей происходящего. Но, не смотря на это, грызущее чувство тревоги не покидало меня до конца. В какой-то момент просто захотелось выскочить на улицу, чтобы убедиться - солнце светит в положенное время. А в сутках все еще двадцать четыре часа. Мир за окном, по-прежнему, такой же, каким мы привыкли его знать.
В эту книгу веришь, трагедию проживаешь вместе с героями. Слишком реалистично то, что происходит на страницах. Кажется, если такой вариант произошел в реальности, все было бы так же - попытки политиков сохранить лицо, странные решения, пустые полки магазинов и желание заниматься привычными делами. Вера в то, что все еще образуется. Расстраивало лишь понимание - это конец. Более поздний или ранний, но на земле останутся только горы пластика, выжженная земля и пустые коробки никому не нужных домов. И только люди продолжали бороться до конца.
Сначала погибли птицы, потом 48-часовой день впихнули в привычные нам сутки, потом запретили выходить из дома при свете дня. Приспособиться можно ко всему, если хочешь жить. Серьезно, это правдиво и пугающе.
Лично для меня книга оказалась еще одной возможностью напомнить себе, что мир вокруг слишком хрупкий и лучше не забывать об этом. Каждое мгновение бесценно. Знаю, звучит банально, но это так.
Пальцами на влажном цементе мы написали самые правдивые и самые простые из известных нам слов: наши имена, дату и фразу "Мы здесь были".
Спящие
Наверное, будет честным сказать, что эта книга понравится далеко не всем. Даже тем, кто по достоинству оценит "Век чудес". Но не написать не могу, может потому, что во мне она отозвалась каждой строчкой, а отсутствие ответов отошло на второй план. Все важные ответы я нашла, остальное - второстепенно.
О чем? В маленьком тихом городке студентка возвращается после вечеринки домой. Засыпает и не просыпается. Врачи пытаются понять в чем дело, а жертв загадочной болезни с каждый днем все больше. Начинается паника, город закрывают на карантин, вводят войска. В магазинах заканчиваются продукты, а решения проблемы все еще нет. Странно одно - у жертв вируса повышенная мозговая активность. Им всем снятся сны. Вот только о чем они?
Главных героев в книге как будто и нет. Их много, истории размазаны и проникнуться по-настоящему хоть к какому-либо персонажу не выйдет. Но следить за судьбой каждого точно будете - гарантирую. А вот главный герой здесь тот самый загадочный вирус, который везде и нигде. Именно он диктует правила, именно он заставляет людей играть по новым законам. Делать главный выбор - между добром и злом.
Определенно, это рефлексия по поводу пандемии. Уокер словно пытается найти ответ на вопрос - как жить в новом мире, какой информации верить и как сохранить себя на фоне происходящего.
Мне понравилось. Понравились поступки людей, их выбор, их сны. Не было четкой канвы того, по какому пути пойдет сюжет - многое стало удивлением. Но и ярких эмоций тоже не было, книга определенно слабее первой истории писательницы, но повторюсь, для меня - все еще в самое сердце. Удивляет больше всего, как такие идеи приходят в голову. И то, как их рассказывают - буднично, просто, неторопливо. Стиль повествования пришелся по душе.
Закончится история резко и в один момент. Без объяснения происходящего, без логики и продуманного финала, который многие ждали. Я не ждала. Честно. Ответы на те вопросы, которые мучили лично меня, в книге были получены. А все остальное, пожалуй, произошло как и в жизни - началось без предупреждения и закончится, надеюсь. так же.
Никто не произносит слова «карантин», но Мэй смотрит его в словаре. От итальянского quaranta giorni, сорок дней. Сорок дней — именно столько корабли не могли войти в порт Венеции, считалось, этого времени хватит, чтобы болезнь изжила себя.
К сожалению, больше книг у автора нет. Но если будут, то в очереди для прочтения, у них заранее забронированы первые места.
Так что, жду.