Я и шоу «Голос» - это как мышки и кактус.
Мне не нравится, что там происходит: я терпеть не могу наставников, не люблю большую часть перепеваемых песен, почти никогда не согласна с выбором наставников и особенно с выбором телезрителей, но я обожаю на все это смотреть!
И уже пятый год, каждую пятницу сезона я с нетерпением ожидаю очередного выпуска шоу про разных поющих товарищей. «Голос» - это единственный телепроект, ради которого я могу включить давно забытый телевизор. Чтобы попереживать за любимых участников, раскритиковать нелюбимых, потом сцепиться с кем-нибудь, у кого мои нелюбимые — любимые и наоборот, плюнуть в сторону наставников (сами виноваты, нечего там сидеть), проголосовать, раскритиковать тех, кто голосует неправильно, в очередной раз расстроиться, посмотрев на очередного финалиста, сказать, что это последний «Голос», который я смотрю, употребить немного нецензурных слов, раскритиковать систему в целом, а потом плюнуть... Но самое главное, наверное, не это. А те очень редкие моменты, когда музыка получается. Когда все сходится в одной точке: место, талант, голос, мелодия и еще что-то сверх того. Когда забываешь, что это всего лишь шоу и смотришь на то, как творится волшебство.
А теперь обо всем этом поподробнее.
А судьи кто?
В креслах наставников без сомнения должны сидеть персонажи популярные, но специфика российского шоу-бизнеса такова, что популярные у нас - далеко не самые талантливые и даже не самые голосистые. В результате мы имеем расклад, при котором 90 процентов участников шоу поют не хуже, а часто даже многим лучше тех, кто их как бы «наставляет», но они в свое время не нашли продюсера, не нашли денег, живут в провинции или просто не повезло. И это не может не вызывать недоумения. И именно поэтому столько негатива льется и будет литься в сторону наставников.
Из них всех на роль мудрого учителя больше всего подходил Градский. Человек, безусловно умеющий петь и умеющий этому учить. Человек с вредным характером, из-за которого в его фамилии убирали букву «р», человек, на дух не переносящий попсу и дурной вкус. Именно его комментарии для меня были самыми интересными. Но к четвертому сезону он растерял все свои зубы и весь свой боевой задор, а репертуар ,состоящий из романсов и его собственных песен, успел изрядно утомить. Но так или иначе он лучший наставник в русском «Голосе».
Билан. За последние годы Дима добился многого. Обзавелся еще большим количеством вездесущих поклонниц женского пола, которые облаивают любого, упомянувшего фамилию кумира всуе. (Мне одной кажется, что само наличие такой девочковой армии — смерть для музыканта, потому что это дешевая любовь. Любовь не к музыке, а к тому, что: «Такой красивый мальчег! О, он еще и поет!»). Фамилию Димы теперь гораздо реже рифмуют с обидными эпитетами. Дима перестал крутить задом на сцене, спел арию Христа из известной рок-оперы, а в его речах по 100500 раз звучит слово «душа». Кроме того, Дима много говорит о музыке и о том, какой он артист (обидное слово для музыканта вообще-то), и весь отдает себя поклонникам. При этом вклад Димы в музыку по-прежнему равен 0.00. Потому что этот вклад измеряется, сюрприз, песнями. Хитами. Прогрессом. Возможно Дима прекрасной души человек, но я с ним не знакома, поэтому сужу по тому, что вижу. В «Голосе» Диме иногда удается делать неплохие номера, но мнение о том, что он гениальный наставник я, увы, разделить не могу. Он импульсивен, часто не логичен и любит сливать сильных, участников просто потому, что захотелось.
Агутин. На мой взгляд самый скучный наставник. Его подопечные за редким исключением выступают хуже самих себя на слепых прослушиваниях. И несмотря на любовь к джазу и латинским ритмам, он эстрадник до мозга костей, а эстрада - это просто ужасно.
Пелагея. Певица с хорошим голосом, но без собственных песен. Выживет ли фолк-рок без Пелагеи? Думаю, да. По сравнению со своей заменой — Полиной Гагариной, очень неглупа.
Баста. Кто это был?
Лепс. Его наставничество сводится к формуле «или я даю вам песню Меладзе, или решайте сами». За «решайте сами» могу только сказать спасибо, по сравнению со скукой остальных коллег, его номера часто свежи и драйвовы.
Как я уже говорила выше, никто из них не вызывает у меня симпатии, но, если честно, я не знаю, кто может их заменить. Если вспомнить другие прекрасные лица нашего шоу-бизнеса, то можно только ужаснуться и сказать: «Нет, пусть уж лучше эти».
Мои мурашкогенераторы:)
В шоу участвует большое количество объективно хорошо поющих людей. Но, смотря и слушая, все больше убеждаешься, что одного голоса (техники, диапазона) мало, чтобы получилась музыка. Обязательно нужна личность, причем личность неординарная, думающая, с каким-то интеллектуальным багажом за спиной. Без этого швах, без этого не цепляет.
Гела Гуралиа. Первый участник шоу, который реально потряс. Когда его слушаешь, вспоминаешь строчку из одного очень хорошего стихотворения: «Рафаэль рисует, чтобы ангелы не молчали». Вот и Гела поет для того же. В его пении есть какие-то запредельные чистота и честность, которые могут родиться только от очень красивого внутреннего мира. Гела - это сама гармония между внутренним и внешним. Все его выступления были прекрасны: Tell him с Полиной Конкиной (тоже замечательная интеллигентная девушка, ни на кого не похожая), I Knew I Loved You из «Однажды в Америке» (у меня слезы текли от той красоты), а песня Earth Song раскачала до катарсиса практически. Все это я периодически пересматриваю. Гела мне напоминает любимого Филиппа Жарусски, несмотря на то, что у Филиппа контратенор, а у Гелы тенор-альтино. Такие голоса созданы для барокко, для духовного пения, для средневековой музыки, но не для эстрады и шоу. Я иногда смотрю, что нового у Гелы и очень желаю ему не разменивать свой талант по мелочам, а найти свою нишу и быть любимым и востребованным именно в ней.
Пьер Эдель. Когда Пьер поет, за его плечами тихо появляются столпы олдскульного рока. Так пели во времена Led Zeppelin и Deep Purple. Уникальный голос — очень сильный, очень драйвовый. Вещь, с которой он вышел на слепые в украинском «Голосе» Whole Lotta Love, прямо его визитная карточка. В ней сразу видны и голос, и напор, и мощь — не зря все попадали. Не знаю есть ли у него собственные песни, но старые рок-хиты он исполняет божественно.
Дарья Ставрович или Нуки. Перед "слепыми", представляясь, она начала говорить, как ее не любят бабушки и вообще все приличные люди, и я подумала, что "ну вот, еще одна банальная "нитакушка", в которой из рока только дреды". А через три минуты я уже стала ее фанатом. Это второй голос в мире, которому я искренне завидую. Мне не хватало именно такого женского вокала, он почти идеален. Сочетание внешней хрупкости, умения выйти и всех порвать, а затем прожевать и выплюнуть, просто ломает мозг! Она взорвала пятый сезон, равнодушных не осталось. "Она же только орет!" — кричат одни. "Она гениальна!" — кричат другие. "Она сатанистка и ест младенцев!" — кричат третьи. А меня от каждого ее выступления выносит волной в окно, вот как она это делает? Для меня этот сезон закончился с ее уходом, но, в любом случае, она вывела шоу на новый уровень. Бьорк (Army of Me) и Джаред Лето (From Yesterday) на первом канале. Скриминг. Лопающиеся бабушки (с). Миллионы сломанных копий. Дарья хорошо повеселилась, спасибо ей :) Вот примерно ради такого и стоит смотреть «Голос». И еще ОЧЕНЬ подкупает ее несерьезное отношение к себе, прям очень. Особенно, когда вспоминаешь про «я артист, моя жизнь — сцена, я дарю вам себя» и прочие перлы наших «мэтров».
Критика системы
Как я уже говорила, мне на «Голосе» не нравится почти все. Но некоторые вещи в особенности.
1. Навязчивое желание некоторых наставников, чтобы подопечные пели несвойственные им вещи. Не подходящие ни по голосу, ни по стилю. Это называется «выйди из зоны комфорта и сядь в лужу». Народник? Пой джаз. Рокер? Ннна тебе попсы. Оперный вокал? Последний хит певицы Нюши не хошь? Для меня умение человека петь буквально всё не имеет никакой ценности, я не понимаю, чему там восхищаться. Когда человек и швец, и жнец и на дуде игрец, то обычно все это он делает на троечку. Чем больше поверхности, тем меньше глубины, это же закон! Ценность любого музыканта в его собственной фишке, собственной уникальности. В том, что он делает лучше всех в мире. И именно в этом направлении он должен идти, а наставник, если он действительно наставник, должен ему в этом помогать.
2. Бесконечные перепевки песен Пугачевой (с обязательным последующим пояснением, какая она великая и непревзойденная) и прочего советского наследия. Я понимаю, что в интересах любого шоу цеплять разную аудиторию, но на дворе XXI век. Со времен советской эстрады уже выросло не одно поколение, с доступом с любой музыке, а не только к той, которую раз в неделю показывают в передаче «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Зачем раз за разом тащить из пыльных сундуков этот нафталин? О, а еще этот лютый трэш под названием «актерское пение»! Это когда делаешь сложные щщи и надрывно декламируешь под незатейливый аккомпанемент. Не знаю кому как, а мне это неинтересно, меня это коробит и вызвать может только унылое недоумение.
3. Незатейливый слив сильных участников на стадии прямых эфиров, когда уже можно голосовать. Зрители голосуют в большей степени не за конкурсанта, а за песню. Поэтому, если взять двух равных по силе участников, одному дать эффектную песню-бомбу, а другому - унылую, никому не известную ерунду, то на втором можно сразу ставить крест - шансов у него нет. И некоторые наставники этим пользуются, что выглядит довольно противно.
Финал пятого сезона
Я пишу этот текст, еще не зная формального победителя (для меня он уже есть — это Даша-Нуки), но в очередной раз понимаю, что, как бы не был человек ярок, уникален и талантлив, он не выиграет в этом шоу. А выиграет максимально безликий и прилизанный. Или просто милая девочка, желательно помоложе и славянской внешности или слащавый мальчик в костюмчике. (Или инвалид, или священник, потому что они инвалид и священник) Их дальнейшая судьба как музыкантов печальна (я даже без сарказма) — выступления на корпоративах с репертуаром «Голоса», выступления на концертах, посвященных Дню работника металлургической промышленности, а если повезет, приглашение в телек на всех доставшие голубые огоньки или под крыло продюсера, который может что-нибудь из них вылепит, а может, и нет... Нет, я не говорю, что эти абстрактные девочка с мальчиком не умеют петь - умеют, бездарных там нет, но, как я уже говорила, одного голоса всегда будет мало, а победа превратится в триумф на час.
Ну а шоу будет продолжаться уже без них, как бы ни врал ведущий с его «мы будем вас ждать».
Дарья Ставрович, Вадим Капустин, Михаил Житов, Кирилл Бабиев, Олег Кондраков — именно эти имена я запомню. Каждый из них был глубже, сильнее и ярче любого вышедшего в финал. И мне уже без разницы, кому именно в этому году вручат первый приз, потому что настоящие музыканты, в полном смысле этого слова, уже были и уже состоялись, и уже раскрасили это шоу, и уже идут по своему собственному пути.
И, наверное, мне не стоит так возмущаться: этот сезон был ярким и увлекательным, вопреки всему. Были моменты волшебства, была музыка, которую я люблю, были новые открытия. Проект все еще живой и все еще способен вызывать искренние эмоции как негативные, так и позитивные. Поэтому мне, как всегда, немного печально, что это последняя пятница с «Голосом» в этом году, но раз это шоу, то будем ждать его продолжения, как завещал великий Фредди.
P.S. Дарья Антонюк. Еще одна хорошо поющая девочка ни о чем. Выбор опять в лучших традициях политкорректности. Знаете, почему я уверенно говорила, что не победит Александр Панайотов при всей своей бешеной поддержке? Потому что он мальчик. А мальчик побеждал в прошлом году, теперь очередь девочки. В принципе, в этом вся суть данного соревнования. Ну что ж, с Новым Годом и с новым кактусом! :)
Комментарии
Наргиз я никогда не воспринимала всерьез, ни на конкурсе, ни потом.
Меня порой очень добивает выбор песен, особенно у команды Лепса, просто не давал многим участникам раскрыться, дав простенькую песенку. Больше всего номера, как ни странно, нравились у Билана, более актуальные и подходящие участникам композиции. Но выбор финалиста из его команды убил просто, на мой взгляд, были участники гораздо сильнее.
Почему то так и думала, что победит Дарья, тк её всегда так нахваливали и у Малахова(про участников была передача) ей больше всего внимания уделяли. А я болела за Сардора.
Билан дал какому-то несчастному мальчику песню певицы Нюши и этим очень сильно мне запомнился) Ну и актерское пение любит
Щас и Сардора поругаю) При всем, что я очень люблю высокие мужские голоса, выступления Сардора для меня слились в одну песню, а в его голосе есть оч неприятные для моего слуха ноты, которые как ногтем по стеклу…
Я тоже смотрю это шоу каждый год, и у меня тоже накопилось, если так можно сказать, немного критических замечаний.
Мне абсолютно не нравится, как это шоу делается в России по той причине, что у нас делают не шоу, а показательные выступления с нравоучениями и дежурным юмором в перерывах. Если посмотреть "Голос" в той же Украине - там постоянно шутят, стебутся, а у нас какое-то угрюмое "вы плохо взяли "ля" во втором припеве, простите, вы нам не подходите". Это еще хорошо, что Градского больше нет в проекте, который на всю страну унижал людей, ржал над ними, на что смотреть было мерзко всегда. Это какая-то национальная черта у нас - чем именитее и авторитетнее человек, тем больше ему дозволено... Не могу даже представить себе такого поведения от наставников Великобритании или США. Кроме того, натужный неловкий юмор ведущего до сих пор меня ставит в ступор порой - кому это смешно все?
Выбор песен у нас вообще необъясним - либо это романсы столетней давности, фолк, либо опера какая-то. 21 век, алло! Я не понимаю эту тенденцию к "утонченности" подбора музыки. Типа у нас все такие высокодуховные? Все сидят и впадают в катарсис от мужского фальцета?
Щас странную вещь скажу, но для меня наставники, подходящие под формат шоу - это Баста и Пелагея. Потому что они вежливые, забавные, самоироничные, без лишнего пафоса. Я не считаю, что наставник должен учить, то есть вот реально учить конкурсанта петь. Да нет же, туда приходят уже умеющие петь люди. Им просто нужно дать показать себя, а не втюхивать замшелые романсы, на которых зрителю хочется отойти покурить.
Конкретно про этот сезон - мне было по сути не за кого болеть. Ставрович, на мой взгляд, спела хорошо 2 песни - "Zombie" и "Круги на воде", все остальное мне не понравилось, к моему большому сожалению. Болела за ее идейность скорее, нежели за исполнение. From yesterday было очень тяжело слушать, этот тот случай, когда лучше было недобздеть. В Chandelier резануло слух неточное произношение некоторых слов, и тоже скорее не понравилось. По поводу безликой девочки, выигравшей в этом сезоне, - она еще очень молодая, и когда оформится как женщина и как артист, возможно это будет бомба. Но вероятнее всего ее скоро забудут, как и Дину Гарипову, как и Сергея Волчкова (кто-то его помнит еще вообще?), как и Сашу Воробьеву. Где все они?
Мне всегда нравились участники с харизмой, запоминающиеся, яркие, и в то же время интеллигентные и талантливые: Антон Беляев, Алена Тойминцева, Мариам Мирабова (какое бесчисленное количество раз я пересматривала ее "Реквием".. и столько же раз не могла сдержать слез), Андрей Давидян, который скончался в 2016 году, Тина Кузнецова, кстати да, и Гела Гуралия (Earth Song ). В каком то смысле, "Голос" для меня закончился на третьем сезоне. Из четвертого и пятого практически нечего пересмотреть.
Я бы хотела видеть в проекте больше современной музыки, больше юмора, стеба, позитива, ну и больше разношерстности, конечно же.
Градский, согласна, слегка хамло. Ну характер такой, мне кажется, что его изначально и пригласили в расчете на скандальность. Но по крайней мере его можно было слушать без руки у лица в отличие от того же Билана.
И все ж для меня желательно, чтобы наставник был музыкально одарен, чтобы не учил, но по крайней мере видел, где подопечный лажает и совет какой-нить мог дать. А, и еще чтобы мог членораздельно выразить свою мысль при комментировании, а то неудобно прям бывает) Я не смотрела английские Голоса, знания языка не хватает, но там вроде в жюри не абы кто сидит.
В лице Дарьи я болела не только за нее, но еще я тот пласт муз. культуры, который она представляла. Ну и голос ее это прям ах! И подача! Там Билан еще ляпнул, что ее голос не уникален и что он знает еще такие. Почему, ну почему никто не потребовал назвать имена?!
Под последним абзацем подпишусь
Да, я бы тоже у Билана спросить хотела явки-пароли.
Ох как жаль, не знала, что Андрей Давидян умер.
Но... все же как проект мне "Голос" импонирует. Свежие голоса - яркие и самобытные - это приятно, как ни крути.
Я вот когда только почитала, по всем ссылкам твоим сразу посмотрела выступления и получила колоссальное удовольствие. Так что не зря все это - и проект, и статья твоя.
Очень круто! :)