Фестивальное движение в Беларуси только набирает обороты, но делает это быстро и решительно, удивляя зрителей размахом и уровнем мероприятий.
Этим летом на бывшем аэродроме Боровая под Минском прошел десятый, юбилейный open-air «Рок за Бобров», собравший рекордное количество в 25 тысяч зрителей. Такой Боровая бывает только один раз в году, и пропустить подобное мероприятие очень не хотелось.
Начиналось все в 2005 году в городе Бобруйске с небольшого музыкального концерта, преимущественно с местными исполнителями. Постепенно число людей, желающих увидеть праздник рока, росло, и требовалась площадка покрупнее. Так «Роб за Бобров» переехал на Боровую, продолжая радовать поклонников качественной музыки. Потом на несколько лет исчез из виду, а вернулся в полностью обновленном формате, став платным. Цена, правда, оказалась весьма доступной, а вот уровень значительно подрос. В этом году фестиваль отпраздновал свой первый юбилей. Кто бы мог когда-то об этом подумать? Спонсором мероприятия выступает пивоваренная компания Heineken.
Боровая – аэроклуб под Минском, находится на въезде в город. Фестивальную площадку видно издалека по огромным шатрам и огороженному пространству
Здесь, несмотря на вечные возмущения поклонников феста, не работает система браслетов и, покинув территорию, заново войти можно будет только по новому билету. Поэтому не спешите сразу попасть внутрь, рядом с концертной площадкой есть потрясающий музей авиации под открытым небом. Множество самолетов и вертолетов разных лет стоят на поле. Взрослый билет 6 руб. – за эту стоимость можно попасть за огороженную проволокой территорию, облазить воздушный транспорт вдоль и поперек. А можно и не платить, самолеты видны издалека и свою порцию удовольствия и фотографий вы тоже ухватите. В целом, здесь царит дух свободы и неуемного ощущения счастья. Но сильно расслабляться тоже не стоит – очереди на входе просто огромные, да и приехав вплотную по времени, самолеты приходилось рассматривать уже под первые песни выступающих артистов. Но слышимость была потрясающая, и это только добавляло атмосферности происходящему. Кстати, не секрет, но многие минчане давно уже не покупают билет, а предпочитают слушать музыку за огороженной территорией. Здесь своя зона праздника – скошенная трава, покрывала, много пространства и свободный алкоголь. Почему нет? Если бы жила рядом, то тоже с удовольствием позагорала бы под хорошую музыку.
Но все же тех, кто предпочитает находиться в эпицентре событий в разы больше. Чтобы попасть на фестиваль, необходимо было пройти две зоны контроля. Проносить еду, напитки и воду в больших тарах строго запрещалось. Я была с рюкзаком и его буквально выпотрошили наизнанку. Тем не менее, как потом оказалось, многие умудрялись брать с собой бутерброды и небольшие перекусы, что оказалось весьма продуманно. Отстояв в, на удивление, быстро двигающейся очереди и попав внутрь, оглянулась назад и в шоке замерла – толпа людей стала еще больше, конца реально не было видно. Внушительное зрелище.
Официально начало было заявлено на три часа дня, пропускная система работала с двух. Список выступающих артистов был известен заранее, а вот точное время сетов можно было увидеть только в инфоточках на территории. Чтобы ничего не упустить, сфотографировала и держала под рукой, не надеясь на девичью память.
По традиции территория была разделена на площадную зону и фуд-корт. Новинкой на юбилейном празднике стал город рока в центре площадки. Можно было прогуляться по алле рока, сделать фото в стиле легендарной обложки Битлов, написать послание на стене Цоя и сыграть самую настоящую роксвадьбу с легендарным Элвисом Пресли. Блин, ребята, это было реально ново и круто.
Но главное, за чем сюда приезжают тысячи людей со всей Беларуси, это все-таки музыка. Та самая, настоящая, живая, берущая за душу. В 2017 году список выступающих оказался впечатляющий – на любой вкус и возраст. Правда, каким боком на рок-концерт затесалась Каста для многих оказалось загадкой. Для меня в том числе. Белорусские ребята из «Дай дорогу» здорово расшевелили толпу. Любители слэма ждали призывного сигнала солиста Юры прыгать в коляку и прыгали... причем еще как! К слову, группа за эти годы значительно выросла в профессиональном плане и набрала огромную армию поклонников. Но, несмотря на любовь публики, время выступлений ДД ограничили семью песнями. Понравились открывающие фестиваль Стоксы – хорошие тексты, приятная музыка. Покорители Евровидения Нави прошли как-то мимо, я по традиции отстояла их выступление в очереди, так что толком ничего сказать не могу. А под бодрый речитатив Anacondaz загорала на траве и наблюдала за прыгающей молодежью. Надо отдать должное, ребята выложились на все сто - публика визжала, и даже вдали от сцены чувствовалась неуемная энергия. Группе зачет.
Пробираться к сцене я начала лишь тогда, когда ведущий заорал, что на сцене культовая группа российского рока – Чайф. Послушать очень хотела, но не ожидала, что это будет так здорово. Оранжевое настроение, про бобра и барабан, семнадцать лет, ой-йо – хиты моей юности, пропетые на одном дыхании сотней голосов. Улыбки, счастливые лица в лучах заходящего солнца, тысячи поднятых в небо рук. «Давайте изобразим фонарики и скажем спасибо тем, кто организовал это потрясающее шоу!» - улыбается Владимир, и публика единым порывом радостно орет в ответ, протягивая вверх ладошки.
В толпе слышу разговор сына-подростка с отцом:
- Рок бывает разный, - говорит паренек.
- Неее, - улыбается отец, - музыка бывает разной, а рок он один, настоящий.
Можно много говорить, но Чайф спели с душой и от души, в который раз доказав всем, что рок не постареет никогда.
Предпоследними на сцену вышел Александр Васильев и его бессменная группа «Сплин». Лирика, добрые глаза, совершенно уникальный тембр голоса и цепляющие за самое нутро слова. «А давайте исполним что-нибудь взрывное?» - хитро щурится Васильев. Толпа на секунду замирает, а затем взрывается, узнавая первые аккорды гандбола и срывая голос до хрипоты.
Потом снова лирика и глубина. Каждая песня – это кусочек эпохи, жизни. Каждая строчка – воспоминание. Хлопаешь, подпеваешь, прыгаешь и вдруг ловишь себя на мысли, что вот-вот заплачешь, потому что все это о тебе. На одном дыхании пролетает отведенное на выступление время, люди скандируют «еще», а организаторы подходят к Васильеву и что-то говорят ему на ухо, когда он меняет гитару. Музыканты скомкано прощаются и уходят со сцены, так и не исполнив все хиты. Ужас, стыд и позор. Неужели несчастные десять минут что-то бы смогли изменить. Большинство ехало ради Сплина, и состояние шока от происходящего еще долго эхом гуляло по толпе. Чуть позже в группе ДД появилась запись о том, что Васильеву не дали спеть «Выхода нет» и «Мое сердце».
Очередная перенастройка звука, смена аппаратуры и с опозданием на десять минут на сцену выходят хэдлайнеры вечера - легендарные Brutto во главе с Михалком. После последних пяти лет молчания, он довольно бодро вернулся на белорусскую землю и занял свою нишу в музыкальном пространстве. Да, ярко, шумно, сильно, но... количество уходящих людей тоже было велико. Многие ждали обещанных Ляписов и знаменитых хитов детства, но Михалок окончательно их перерос, предпочитая более жесткую музыку. На вкус и цвет, как говорится.
Окончание выступления тоже припозднилось на двадцать минут, но видимо этих крепких ребят со сцены выгонять побоялись, в отличие от выступавшего ранее Васильева. Мда...
Закончилось мероприятие в начале двенадцатого, под громкий крик ведущего «Жыве Беларусь!», и праздник моментально ушел в разряд летних воспоминаний. Юбилейный фестиваль на Боровой отгремел в полную силу. Потом еще будет трехчасовая поездка домой, гигабайты фотографий и видео, новая музыка в плеере и море эмоций на долгие дни. Стоило ли это того? Однозначно.
А теперь пробегусь по основным моментам, плюсам и минусам фестиваля:
- Первоначальная стоимость за билет 25 бел.руб была за три-четыре месяца до фестиваля с половиной объявленных исполнителей, все остальное время 35 бел.руб, в день концерта 45 бел.руб.
- Берите с собой покрывала, надевайте комфортную одежду и обувь. Это поле и рок – имейте в виду.
- Очереди за едой были просто огромными, простоять можно было около двух часов без каких-либо преувеличений, а в завершение услышать что-то вроде: «а у нас хот-догов нет». Почему нельзя было объявить об этом заранее осталось загадкой. Как стало загадкой и то, почему не было отдельных палаток с водой, раз уж ее нельзя было проносить, и едой/пивом. Спасибо хотя бы за единственную мобильную кофейню (с такой же километровой очередью). Пиво пивом, но горячие напитки вечером были более уместны.
- Из еды на фуд-корте был хот-дог и шашлык за 5 руб, чипсы и сухарики за 1,5 руб., картошка фри за 3 руб. и китайская лапша. Пиво нескольких видов, вода, газированные напитки. Собственно все, ожидалось большего для такого количества людей. Тем более еда к концу вечера, несмотря на все уверения, закончилась.
- Если вы не хотите провести половину концерта в очередях, то лучше покупать еду/пиво в начале. До пяти часов очередей, как таковых, практически не было.
- Находиться вплотную к сцене во второй половине фестиваля стало проблематично. Поле растоптали, и пыль в огромном количестве летела в лицо. Вещи, сумки, кожа все было в налете пыли. Дышать невозможно - это ужасно! Без понятия, что с этим можно сделать, но думаю что что-то можно. И да, на рок-концертах бывает слэм, если вы боитесь неорганизованной толпы, то не стоит находиться близко к центру около сцены.
- Подзарядить телефоны можно было в специально оборудованной зоне.
- Появились территории для курения, но волновало это не всех, иногда прямо в гуще толпы кто-то уверенным жестом закуривал сигарету. Это больше вопрос к воспитанию, но все же неприятно.
- Катастрофически не хватало урн, заполнились они моментально, а очищали их как-то редко. Поэтому в конце дня поле было просто завалено пластиковыми стаканчиками и жестяными банками из-под пива, которые, к слову, проносить из зоны фуд-корта было запрещено. Ага. Танцевать на бутылках так себе удовольствие.
- К туалетам нареканий не было. Честно, три-пять минут в очереди – это просто достижение для белорусских фестивалей. Неожиданным решением были писсуары под открытым небом в духе британских пабов. Так что браво организаторам – в этот раз без нареканий.
- Многие жаловались на качество звука, но по мне все было на уровне. Слышно было везде, причем довольно отчетливо! Немного по бокам (где в основном отдыхали на покрывалах) проскакивали шумы, прямо перед сценой звук был идеальным для открытой площадки.
- Наверное, плюс, но в этом году выход артистов был четко по графику и если бы не Brutto, то и окончание тоже.
- Для людей с ограниченными возможностями были предусмотрены пандусы и специальные площадки, чтобы можно было смотреть концерт. Также рядом находились волонтеры. В специальной зоне дежурили скорая, где можно было получить помощь или просто попросить таблетку от головной боли.
- Специальный транспорт Минск/Боровая к началу и окончанию концерта был организован. Но чтобы выехать нужно было набраться терпения, пробка была довольно внушительных размеров.
А в целом было весело. В очередях встречали старых друзей и заводили новых, болтали, хором подпевали и много шутили. Погода впервые за долгие недели порадовала нереально жарким днем. Толпа перед сценой восторженно ревела, люди улыбались. Странное ощущение: такие родные, не раз переслушанные песни, совсем рядом, в живом исполнении. Повсюду глаза, руки и лица, пропитанные этой атмосферой музыки, которая словно проникала в кровь и разливалась по ней неконтролируемым приступом счастья. Это что-то нематериальное, гораздо больше, чем можно описать словами, энергетика такой мощной силы, что, казалось, ее можно было трогать руками. Именно за этим чувством я и прихожу каждый раз на открытые оупен-эйры, именно за это стоит сказать спасибо тем, кто сделал «Рок за Бобров».
Было круто. Честно.
П.С. Утром следующего дня подруга скинула в личку видеорепортаж с первого канала о данном мероприятии. Посмотрела и моментально набрала ее номер:
- Неужели мы там были, нереальный размах! Уже и не верится.
Кстати, поговаривают о том, что скоро Боровая станет еще одним жилым комплексом, вроде как план под застройку уже подписан. И целая эпоха фестивалей вблизи старых самолетов канет в прошлое. Так что цените моменты настоящего – они бесценны.
Комментарии
Жаль, что Сплин спели не все песни, что, может, не все было четко продумано, НО!!! все же главное, что «было круто» и остались такие яркие впечатления!
А на Сплин появилось стойкое желание съездить, чтобы не было ощущения незаконченности )
А вообще у вас там так красиво все и аккуратно, я пока читала и смотрела, удивлялась, какой сильный контраст с кадрами с "Нашествия" в этом году, где все несчастные, измученные и по пояс в грязи.
Да, кадры с Нашествия в этом году просто что-то, бедные люди (( Ещё у нас многие отмечают, что на белорусских фестивалях в разы меньше пьяной молодежи, чем в России. Правда или нет не знаю )