На что стоит обратить внимание, а что лучше не включать.
Практически все мы обожаем сериалы и с удовольствием смотрим зарубежные новинки, но вот к российским сериалам у большинства сложилось предвзятое отношение. Сама я вряд ли припомню российский сериал из своей юности, который бы мне захотелось пересматривать. И действительно, когда в Америке и Европе уже были "Доктор Хаус" и "Сверхъестественное", у нас продолжали (и продолжают) штамповать копии "Санта-Барбары" и "Рабыни Изауры". Изменилось ли что-то сейчас? Расскажу о нескольких новинках 2020-2021, которые мне довелось посмотреть.
Начнем с серьезного.
"Метод 2"
2020 год, режиссер Александр Войтинский.
Продолжение хорошо выстрелившего и получившего высокие оценки зрителей "Метода" 2015 года (режиссер Юрий Быков).
Сюжет "Метода 2" заключается во все той же ловле маньяков и серийных убийц, а также параллельных попытках главной героини Есении сохранить свою семью и поймать неуловимого главгада "Ты меня не поймаешь" из предыдущей части. Не будет спойлером, если я скажу, что Меглин в этой части сериала жив, хоть и не очень здоров, и работает вместе с Есенией.
Сама себя удивляю, но "Метод 2" понравился мне больше, чем оригинальный "Метод" Быкова. Мне не особенно симпатична актриса Паулина Андреева, и ее игра, в особенности на фоне Константина Хабенского, очень сильно раздражала меня в первом "Методе". В "Методе 2" героиня Паулины выходит на первый план, и на этом месте актриса играет намного лучше, красивее и естественнее. Ей начинаешь верить. Что тому причина, смена акцента на роли, смена режиссера или обрастание Андреевой актерским опытом, сказать сложно.
В целом "Метод 2" по большей части устранил те недостатки, которые я выделяла для себя в "Методе". Помимо заметного улучшения актерской игры главной героини, я бы отметила устранение излишней таинственности. Если до этого нам оставалось только гадать, в чем же заключается таинственный метод майора Меглина, то во второй части становятся более логичными и понятными знаки и действия, которые приводят следственную группу к разгадкам. На мой взгляд, это более уважительно по отношению к зрителю, чем то, как преподнес "метод" Меглина Быков.
К просмотру рекомендую. Моя оценка 10 из 10.
Топи
2021 год, режиссер Владимир Мирзоев.
Мои коллеги уже писали об этом сериале. Скажу и я пару слов.
Посмотрела главным образом из-за того, что сценаристом "Топей" был небезынтересный мне писатель Дмитрий Глуховский, которого я уважаю еще со времен "Метро 2033".
На мой скромный взгляд, сценарная работа над "Топями" Глуховскому не удалась. Кино - это не книга, где можно написать кучу объяснений, сносок и потом еще отдельным томом выпустить пояснения. Посмотрев "Топи", я, в общем-то филолог и кое-что понимающий в литературе и кино человек, поняла, что не поняла ничего. Куда попали герои: в ад, в чистилище, в параллельный мир? Что обозначает множество используемых образов: рыбы, крючки и опарыши, горящий двуглавый орел и т.д.?
Сюжет никакой. Компания не знакомых друг с другом людей, с каждым из которых недавно произошли определенные события, отправляется в экстрим-тур по глухомани - в заброшенный русский монастырь. То есть у сериала есть довольно интересная затравка, но на первой серии она и заканчивается. Чем дальше смотришь, тем меньше логики в событиях и больше нагромождение образов и вопросов без ответов. Финал вообще ни о чем.
В актерской игре тут отличились Тихон Жизневский, Катерина Шпица и Максим Суханов, да и многие актеры ролей второго плана. Янковский, Крылова, Володчинская курят в сторонке.
В целом от сериала осталось неприятное ощущение. Как будто в него напихали образов, действий и героев для картинки, лишь бы было. Пипл схавает. А что с этим делать, так и смогли разрулить. В общем, любопытства ради может и стоит глянуть первую-вторую серии, дальше - не насилуйте себя, оно того не стоит. Моя оценка - 6 из 10.
Территория
2020 г., режиссер Игорь Твердохлебов.
Сериал с многообещающим синопсисом, оказавшийся, к сожалению, пустышкой.
Мальчик и его дядя отправляются в глушь Пермского края, где во время этнографической экспедиции пропали без вести родители пацана. На месте они встречают двух студенток-филологов, которые проходят там же фольклорную практику... Казалось бы, ура, наконец-то можно посмотреть фантастический триллер о чем-то нашем, русском. С богатой фольклорной базой, культурой, оригинальными легендами... Но, увы, сериал постигла та же печальная участь, что и некогда "Темный мир. Равновесие". Основным недостатком сериала является сюжетная бессодержательность. Герои непонятно куда идут, с ними что-то непонятное происходит. Концовка вообще представляет собой нарративное самоубийство, если вы понимаете, о чем я.
Второй недостаток - игра молодых актеров. Если к Андрею Мерзликину вопросов нет, что в сценарии написали, то и отыграл, то Глеб Калюжный, Анастасия Чистякова и Ксения Отинова сыграли очень, очень плохо.
И третий лично для меня недостаток - это убогая сцена любви между героем Мерзликина и героиней Чистяковой. Я никогда не была противницей большой разницы в возрасте в паре, но этот момент для меня попахивал легкой педофилией...
Моя оценка - 5 из 10.
Чики
2020 г., режиссер Эдуард Оганесян.
Нашумевший сериал про... проституток. Вроде как показывает суровую российскую действительность. И правда, в сериале неплохо так проехались по провинциальному российскому югу, казакам и кавказцам. Нарисовали красивые и четкие психологические портреты главных героинь, пропели настоящую оду женской дружбе. Только вот тему проституции, которая, казалось бы, тут главная, раскрыли, на мой взгляд, слабо. Чересчур все красиво, романтично. С юных лет торгующие "пушниной" дамы красивы, ухоженны и, вот тебе на, здоровы. Никаких ЗППП, никаких наркотиков. Свято блюдут женскую дружбу вместо того, чтобы драться за клиентов и деньги. Да и финал сериала, несмотря на множество тяжелых моментов, суть хэппи-энд: каждая (почти) остается завязывает с проституцией и встречает свою любовь.
По-моему, это чудеса уровня "Красотки", хоть и не идеализирующие проституцию, но дающие ложное о ней представление: можно поработать и бросить, и прекрасный принц тебя все равно полюбит. Правильно ли это? Ой, нет.
А в остальном сериал прекрасный: актрисы, образы, картинки, музыка. Все замечательно, хочется смотреть, не отпускает до последней серии и еще долго заставляет размышлять.
Моя оценка - 8 из 10.
Настя, соберись!
2021 г., режиссеры Вера Смолина, Константин Майер.
Если "Чики" в этом обзоре были переходным звеном от серьезных сериалов в юмористическим (я забыла сказать, что в них много юмора), то дальше речь пойдет все-таки о веселом.
"Настя, соберись!" - легкий комедийный мини-сериал в духе популярной психологии. Сильно напоминает мультфиль "Головоломка". Идея сериала заключатся в том, что некоторый переломный отрезок в жизни девушки по имени Настя преподносится нам не только с внешней событийной стороны, но и с позиции происходящего в ее голове. Только вместо эмоций, как в "Головоломке", мыслями и поступками Насти управляют 5 субличностей: Богиня, Хозяюшка, Сеструха, Алла Кирилловна и Бусинка. Богиня отвечает за любовь (в особенности к себе) и удовольствия, Хозяюшка - за семью и дом, Алла Кирилливна выполняет в голове Насти роль строгой и требовательной училки, Бусинка воплощает живущего в ней ребенка, а Сеструха - амбиции и прагматизм. Больше всего эта пятерка напоминает мне концепцию женских архетипов, о которой я сто лет назад читала в книге Галины Бедненко. Богиня = Афродита (она даже одевается в что-то типа греческого платья), Хозяюшка = Гера (брак и домашний очаг), Бусинка = Артемида (богиня-девственница, вечный ребенок). Вот только Сеструху и Аллу Кирилловну я бы затруднилась определить - обе подходят под архетип Афины, но воплощают разные ее грани.
Так вот, все эти субличности сменяют друг друга на троне в голове Насти, и в зависимости от того, кто рулит, она бросается в различные крайности: то швыряет в начальника стулом, то спускает последние деньги в СПА. Собственно, на протяжении нескольких серий мы наблюдаем, как Настя в различных жизненных перипетиях наконец-то обретает целостность.
Чем мне понравился сериал? Тем, что с беззаботной легкостью преподносит зрителям интересные и полезные психологические аспекты нашей жизни. Юмор юмором, а есть, над чем подумать. Прекрасной игрой милейшей Любови Аксеновой, очень органичной в этой роли. Преимущественно хорошими шутками.
Из минусов назвала бы, пожалуй, чрезмерную акцентуацию физиологии в сериале. Местами лично мне было гаденько. А в остальном - хороший легкий сериальчик на выходные, рекомендую.
Моя оценка - 9 из 10 для своего жанра.
Проект "Анна Николаевна"
2020 год, режиссеры Максим Пежемский, Александр Карпиловский.
И снова легкий юмористический сериал. Сюжет: в отделение полиции небольшого городка под видом новой сотрудницы присылают для испытания робота-полицейского. Женщину, да еще и очень красивую (играет Зоя Бербер). Ну и случается у них всякое в процессе расследований: и смех, и слезы, и любовь.
Чем хорош сериал? Неплохим юмором, хоть и шуточек ниже пояса, пожалуй, многовато. Очень неплохой актерской игрой: Гармаш, Бербер, Филипенко, Лавров. В некоторой степени социалочкой (но прям слабенькой).
Хорошо подходит для незадумчивого просмотра, можно с друзьями, можно в фоне, можно под незамысловатую закуску. Особой художественной ценности не представляет.
Моя оценка - 6 из 10.
Я не шучу
2021 год, режиссер Саша Тапочек.
Серил про стендапершу Елену Новикову со стендапершей Еленой Новиковой в главной роли. Не знаю, насколько соответствует реальности, но снят под реализм.
Сюжет: немолодая актриса Елена Новикова живет свою жизнь: в разводе, на съемной квартире, с двумя детьми от разных мужей, параллельно занимаясь актерским ремеслом, стендапом, семьей и личной жизнью. Местами смешно, местами грустно. Юмор тут скорее для того, чтобы освоить и принять бытие, чем для "просто поржать".
Главная героиня такая, какая есть, и она себе нравится, и собственная жизнь ей нравится, как бы она не казалась хреновой со стороны и как бы не пытались ее улучшить сторонние люди. Это и есть главный плюс сериала. Приятно посмотреть на самодостаточную, адекватную взрослую женщину, которая не ждет некого неведомого женского счастья и уж тем более не гонится за ним. А просто живет своей взрослой жизнью, и делает это достойно и с юмором.
Из минусов опять-таки назову некоторую избыточность откровенных сцен. Ну да из песни слов не выкинешь, сорокадевятилетние тоже занимаются сексом. ))
Моя оценка - 9 из 10 для своего жанра.
Хоть далеко не все из позиций обзора я оцениваю высоко, в целом они вселяют надежду на улучшение качества и увеличение разнообразия российских сериалов. Есть очень достойные картины, и это радует.
А что хорошего из российских сериалов смотрели вы?
Комментарии
В целом даже неплохо, суровые смоленские вампиры, кровь на березках и спецэффекты как в "спокойной ночи, малыши", хорошо, что от них после первой серии отказались.