Маркус Зусак - австралийский писатель, наиболее популярным романом которого стал "Книжный вор".
Книга была выпущена в 2006 году, получила несчетное количество положительных рецензий по всему миру, множество премий, а в 2013 году экранизирована.
"Книжного вора" называли сенсацией, литературной жемчужиной, "немалым литературным достижением" и новой классикой... а мы недоумевали, что стало не так с обществом, если его теперь так легко удивить.
Даша (mrs_serejkina)
Как вы знаете, Книгой марафона в этот раз стала "Книжный вор" Маркуса Зузака. Несмотря на приличное количество положительных рецензий, я совсем не была уверена в том, что стану ее читать. Во-первых, я уже смотрела снятый по ней фильм "Воровка книг" (да, в противовес фильму о географе, пропившем глобус, этот не вызвал желания ознакомиться с первоисточником), во-вторых, аннотация не впечатлила. А в-третьих, тема войны, даже если она не солирует, довольно тяжела для меня.
Поначалу мне откровенно не нравился слог автора. И безумно раздражало то, что повествование ведется от лица Смерти - это показалось мне безумно банальным. Но странице эдак к 100-й я уже перестала обращать на это внимание, поэтому книгу я дочитала.
Не могу сказать, что я с головой погрузилась в чтение, что оно меня захватило. Нет. Но и безумно скучно мне не было. Думаю, если бы я читала в иных условиях (с привычным безлимитным интернетом), то чтение растянулось бы на пару месяцев. Герои показались мне довольно поверхностно обозначенными, я их смогла представить только благодаря экранизации. Ну разве что Макса и Руди автор описал полнее. Пугающая меня тема войны осталась на втором плане, что, наверно, к лучшему. Несмотря на отдельные цепляющие моменты (например, Роза, обнимающая аккордеон или Лизель, читающая Максу), мне не удалось проникнуться и прочувствовать атмосферу. Может, я слишком толстокожая, но фильм, к слову, тронул меня куда больше.
По странному стечению обстоятельств, перед запланированным (марафон же!) чтением "Вора" я спонтанно прочла "Триумфальную арку" Ремарка. Таким образом, подряд шли две книги об одном времени, но о людях по разные стороны. Это все сыграло свою роль, и теперь я с интересом погрузились в историю 20 века, решив освежить знания.
В итоге я не могу сказать, понравилась мне книга или не понравилась, скорее она просто не оставила особых впечатлений.
3/5
Ирина (Iriska)
Эта книга давно была в моем списке. Но когда бы я дошла до нее, если бы не марафон, большой вопрос. А благодаря Марине появилась возможность прочесть «Книжного вора» вместе с be-bloggers и оформить очередной заказ на Лабиринте.
Если говорить о моем впечатлении в общем и целом, то можно выразить их одной фразой – «неоправданные ожидания». Я прочла много книг о второй мировой войне и они были разные: откровенно говоря, плохие, когда автор просто пытался выехать на такой глобальной душещипательной близкой практически каждому теме, и в моей памяти не осталось даже названий, и замечательные, которые я буду перечитывать со временем (например, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Я пережила Освенцим» Кристины Живульской и многие другие). Для меня важно, чтобы история меня тронула.
Но в случае с «Вором» этого почему-то не произошло. Да и я с трудом могу могу объяснить почему. Вроде бы слог простой, читается легко, сюжет выстроен логично. Война, дети, трагедия... Но не верилось мне в происходящее. Может дело в странной манере повествования или переводе, не знаю. Но лично у меня сложилось впечатление, что автор просто посмотрел множество американских фильмов, прочел художественную литературу по этой тематике, на основе этого собрал все в одну кучу и получилось клишировнанное неживое произведение.
Еще одна вещь была мне не совсем понятна. Для чего были оставлены немецкие фразы? Я говорю по немецки, и где-то в глубине души мне было радосто их видеть, но мне кажется, что рядовому читателю это будет мешать, если просто не знаешь, как это прочитать. Ощущение, что автор вбил фразы в переводчик, чтобы продемонстрировать нам, как же он старался погрузить нас в атмосферу фашистской Германи, но не получилось. Ведь об эти вставки буквально «спотыкаешься». Особенно бросались в глаза такие транслитерированные вставки как «гешефтсмахер» без какой-либо сноски внизу, что это «предпринематель». Зачем тратить типографскую краску, если это и без того всем известно, правда? В общем, перевод и редакция издательства все мне портили.
Я мучила книгу 10 дней, хотя объем совсем небольшой, и даже не заплакала в конце. Возможно, я бы читала ее целый месяц, если бы Мариночка меня не подгоняла.
Это не тот роман, к которому мне захочется вернуться.
2/5
Лена (Ligea)
«Книжный вор» Маркуса Зузака давно уже лежала у меня в папочке «Книги с высоким рейтингом». До нашего марафона я все откладывала чтение, сама не понимаю почему, аннотация меня настораживала или слишком восторженные отзывы, и предчувствие меня не подвело... Давно мне уже не было так скучно и одновременно так трудно читать книгу. И совсем не из-за трагичных декораций: фашизм, вторая мировая война, голодные дети, - понятно, что при таких составляющих книга не могла быть веселой.
Возможно, для подростков, выросших в эпоху Инстраграма и Твиттера, ловящих редких покемонов в Освенциме - эта книга и стала каким-то откровением. Но я взрослый человек, от книг, фильмов и уроков истории меня не держали в изоляции. Я и без «Книжного вора» прекрасно знаю, что Холокост – это страшно; фашизм, антисемитизм – бесчеловечно и ужасающе. Не надо корявыми текстами (с картинками) и подробными описаниями пытаться выжать из меня слезу. На протяжении всей книги меня не покидало ощущение, что автор пытается мной манипулировать и из последних сил старается еще и еще что-то вставить в текст, чтобы сделать читателю побольнее. Мало девочки, у которой на глазах умер младший братик? Давайте отдадим ее в приемную семью, пусть эти новые родители будут бедными и дарят девочке, обожающей читать, по одной книге раз в 2 года. Девочке нужен друг – пусть это будет скрывающийся от тяжелой расправы еврей. А вообще, давайте-ка все умрут, добьем и девочку, и читателя. Я должна была по мнению автора испытывать страдания и жалость, но не получилось.
Странный стиль Зузака, короткие главы, какие-то глупые пояснения постоянно, замечательный и многократно повторяющийся прием «этот герой через пару недель умрет, но давайте я пока еще немного о нем расскажу», - картину только ухудшили.
Тема Второй мировой войны – сложная, деликатная и глубоко затрагивающая миллионы людей. Прежде чем писать очередной романчик и быстро продавать права на экранизацию, современным писателям стоит задуматься, готовы и достойны ли они поднимать эту тему...
2/5
Марина (Marina Shubina)
Знаете, что самое сложное при составлении рецензии? Когда объективное смешивается с субъективным, и ты думаешь, что же написать, чтобы было честнее.
Объективно на протяжении всего чтения мне было нечего сказать о книге.
Мне было легко, я прочитывала одну главу за другой, погружалась в созданный автором мир и знакомилась с его героями. Такими живыми и понятными, располагающими к себе. Я ни на секунду не задумалась, зачем взялась за эту книгу, и... И все.
Я называла это очередным «романом широкого потребления», разве что, сделанным более качественно, чем остальные; написанным в необычном стиле, который спровоцировал ни один спор – одним очень нравилось, другие же, не стесняясь в эпитетах, высказывали свое возмущение. Я примкнула к первым – такой стиль изложения для меня объясним в контексте этой книги.
Я писала, что это легкое необременительное чтиво, хоть и про тяжелые времена.
На этом все мои эмоции и впечатления заканчивались. Я просто поглощала текст, не задумываясь, что за ним скрывается. Да и не о чем там было задумываться, хотя автор, наверное, пытался вложить какую-то мораль.
Но мне было легко, да. Местами даже интересно, не приходилось мучить себя, чтобы добить еще одну страницу, чтение шло живенько.
Субъективно же всю последнюю главу я ревела, заливая слезами все вокруг. За окном светало, шел пятый час утра, и в тот момент мне было очень грустно. Страшно, когда я думала, каково это - пережить все это... или не пережить. Мне было жаль, что все случилось именно так. Думая о героях книги, я ассоциировала их с реальными людьми, которые внезапно, в одну минуту лишались всего. Просто потому что кому-то захотелось завоевать мир, пустив в расход человеческие жизни.
Я могла бы долго рассуждать, о чем именно "Книжный вор". О девочке, которая выживала, уходя в мир книг? О словах, которые иной раз несут в себе куда больше, чем мы можем себе представить, которые лечат и убивают, подчиняют толпы людей и спасают жизни? О том, как важно всегда оставаться человеком?
Все это, конечно, важно. Но вместе с тем так просто и банально, это такая поверхностная мораль, вокруг которой очень просто построить любое повествование. А вкупе с темой второй мировой войны и несчастным ребенком в роли главного героя еще и разжалобить читателя, чтобы он отбросил объективное, сосредоточившись на субъективном.
Даже я поначалу хотела накинуть лишний бал за слезовыжимательную последнюю главу - вроде как расчувствовалась, значит, не все так плохо. Но, чем больше я размышляла, тем больше приходила к выводу, что без моей общей излишней эмоциональности и привычки пустить слезу при каждом удобном случае, я бы вряд ли так бурно на нее отреагировала. Будь я в тот момент в другом настроении и расположении духа, этого могло бы и не произойти.
Проходной середнячок.
3/5
В этот раз у нас случилось удивительное единение во мнении. "Книжный вор" не только не впечатлил, но местами даже разочаровал и разозлил. От себя лишь добавлю, что спекулировать на чувствах читателя, наверное, можно. Вот только не так откровенно, чтобы не заставлять читателя чувствовать себя использованным и обманутым.
Статью для вас подготовила Марина
За фотографии спасибо Ирине
Комментарии
Но я очень рада, что не одинока в своем мнении, а то я писала и переживала, вдруг это я циничная и толстокожая, а книга на самом деле шедевр, который я не смогла понять)).
А какая, оказывается, красивая обложка у книги! У меня в электронном виде была и я этот момент пропустила. В очередной раз спасибо Ирине за потрясающие фотографии
Я рада, что фотографии понравились
Правда, сегодня я всплакнула, когда сломала красивый гладиолус.
А на днях, когда в сериале умерла бабища, которую я все четыре сезона не переваривала.
А еще...
Ладно, я поняла, это не показатель
Вообще, если бы книгу не нарекли тем самым шедевром, я бы, наверное, менее критично к ней отнеслась. Но мне обещали литературную жемчужину, а дали средненький роман
Если рассуждать в подобном ключе, можно лишить себя многих прекрасных книг, но тут каждому свое, конечно. Кому-то достаточно и кино посмотреть, а я, например, почти исключила из своей жизни фильмы по книгам, потому что читать всегда интереснее)