Мир, который не отпустит тебя, стоит шагнуть в него лишь раз.
Возможно, после многочисленных постов о косметике неожиданно будет прочитать от меня статью о компьютерной игре. И тем не менее - знаю, умею, практикую!
Ролевая игра (англ. Role-Playing Game или RPG) — жанр компьютерных игр, основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. В ролевой игре игрок управляет одним или несколькими персонажами, каждый из которых описан набором численных характеристик, списком способностей и умений; примерами таких характеристик могут быть хит-пойнты, показатели силы, ловкости, интеллекта, защиты, уклонения, уровень развития того или иного навыка и т.п. В ходе игры они могут меняться. Одним из характерных элементов игрового процесса является повышение возможностей персонажей за счёт улучшения их параметров и изучения новых способностей.
В компьютерные игры жанра RPG я играю с тех пор, как у меня появился первый ПК. Моей первой и любимой игрой стала Vampire: The Masquerade Redemption (не Bloodlines!). Меня так зацепила история рыцаря Кристофа и его любви к Анежке, что я до сих пор иногда с нежностью вспоминаю сюжет этой игры.
Второй полюбившейся мне игрой стала Newerwinter Nights - ролевая игра, действие которой разворачивается в фэнтезийном мире. Игры выпущена по меркам компьютерных игр миллион лет назад – в 2006 году. Сейчас ее графика выглядит просто доисторической, но игровая механика, а главное, сюжет и основные принципы хорошей ролевой игры Newerwinter Nights до сих пор остаются для меня эталоном. Кстати, тут стоит заметить, что Newerwinter Nights, как и Dragon Age, выпущена студией BioWare, фишкой ролевых игр которой является развитие главного персонажа не только в плане умений и способностей, но и в морально-этическом и психологическом аспектах, возможность построения взаимоотношений с другими персонажами, а также зависимость развития игрового мира от принятых героем решений. Этой особенностью обладает уже Newerwinter Nights, а в Dragon Age она расцветает настолько, что заставляет проходить игру снова и снова, всякий раз заново переписывая сюжет игры.
Итак, перейдем непосредственно к Dragon Age.
На данный момент выпущено три игры:
Dragon Age: Origins (Начало) с несколькими дополнениями, в том числе важным дополнением Dragon Age: Awakening (Пробуждение) - выпущена в 2009 году;
Dragon Age II - выпущена в 2011 году;
Dragon Age: Inquisition - выпущена в 2014 году.
В марте 2019 года студия BioWare обещает нам Dragon Age IV, и именно по этому радостному для меня поводу я решила написать о мире Dragon Age и рассказать о нем тем, кто еще не знает. У вас как раз есть время пройти предыдущие игры, чтобы войти в мир Dragon Age IV подготовленным к великим делам и великим сражениям!
Почему я люблю Dragon Age?
Серия игр Dragon Age обладает рядом игровых фишек, мимо которых я просто не могу пройти. Давайте по порядку:
- Уникальный игровой мир. Любите ли вы длинные красивые фэнтези-эпопеи - "Властелин колец", "Ведьмак", "Колесо времени", "Гарри Поттер", "Песнь льда и огня"? Представьте, что с помощью компьютерной игры вы можете стать героем этого мира и изучить его изнутри, самостоятельно выстроить сюжетные детали и отношения с другими персонажами… Мир Dragon Age не меньше мира "Властелина Колец" и "ПЛиО", он имеет давнюю историю, детализированную географию, продуманное социальное устройство и т.д. и т.п. Чтобы не быть голословной, попытаюсь кратко рассказать о нем.
Действие игры разворачивается на континенте Тедас, на юге которого расположено два королевства - Орлей и Ферелден. Севернее расположена империя Тевинтер, а также королевства Андерфелс и Неварра. На юго-востоке расположены независимые города-государства, например, Киркволл, Старкхэвен, Оствик. Каждое государство имеет собственную культуру, например, культура Орлея чем-то напоминает французскую культуру времен Людовика XIV - балы-маскарады, интриги, куртуазные игры. Империя Тевинтер известна тем, что в ней правят маги и узаконено рабство. Антива - этакая фэнтезийная Тортуга, город убийц, шлюх и воров, как поется в одной из песен "Наутилус Помпилиус".
Основной религией Тедаса является андрастианство. Я бы назвала это феминистичной версией христианства. Андрастианцы верят в единого бога - Создателя, который был когда-то забыт и потому отвернулся от людей, но благодаря горячим молитвам молодой женщины по имени Андрасте вновь обратился в ним. Андрасте молила, а точнее, обращалась в песнях к Создателю, чтобы он помог устранить несправедливость, царившую в Тевинтере – рабство и угнетение не обладающих магией. Создатель полюбил Андрасте за ее чистую душу и прекрасное пение и сделал своей невестой. Он помог ей собрать армию, которая пошла на Тевинтер, а сам обрушил на империю стихийные бедствия. Но на пороге окончательной победы земной муж Андрасте Маферат предал ее, отдав магистрам Тевинтера, и она прилюдно сожгли Андрасте на костре. После гибели Создатель забрал Андрасте себе, и с тех пор она находится рядом с ним и продолжает молить о милости к жителям Тедаса.
В Тедасе существует Андрастианская Церковь, в которой служат исключительно женщины - сестры, преподобные матери. Возглавляет Церковь Верховная Жрица.
Тедас населяют четыре расы - люди, эльфы, гномы и кунари. Кунари - новая для мира фэнтези раса - высокие могучие человекоподобные существа с рогами. Кунари не верят в Создателя и следуют Кун - я бы назвала это неким милитаризированным конфуцианством. Гномы в основном живут под землей, их города находятся под всей поверхностью Тедаса, но большинство из них заброшено. В играх в целом упоминается только два гномьи королевства – Орзаммар и Кэл Шарок. Эльфы в Тедасе находятся на положении изгоев, у них нет собственных территорий, и они либо кочуют, как цыгане - такие эльфы называются долийцами, либо живут в городах в особых гетто, называемых эльфинажами. Исторически у эльфов когда-то была империя, но она пришла в упадок.
Эльфы, люди и кунари могут быть магами. Магия составляет одну их самых интересных фишек Тедаса. С одной стороны, маги обладают невиданной силой, как разрушительной, так и созидательной, с другой стороны - маги контактируют с Тенью, в которой ими могут овладеть демоны. Одержимый демоном маг очень опасен, т.к. может убить множество людей и разрушить целые города и поселения.
Тень - это изнаночная сторона мира Тедаса, которую с философской точки зрения можно назвать миром эйдосов. Он постоянно меняется и отражает события и явления реального мира. В Тени живут первые творения Создателя - духи, олицетворяющие доброту, справедливость, мудрость и другие положительные качества, а также демоны, олицетворяющие праздность, гордыню, страхи, гнев и другие негативные вещи.
Андрастианское учение гласит: "Магия должна служить человеку, а не человек магии". Из-за этого людей, в которых были выявлены магические способности, забирают из их семей, и они живут в Кругах. Круги магов (такие есть в каждом городе) - это места, где магов обучают и где они по сути находятся "на поселении", во многом изолированные от мира людей. Маги находятся под постоянным присмотром Ордена Храмовников - служителей Церкви, наздирающих за магами. Храмовники вправе принимать решения об уничтожении или усмирении (отлучении от Тени, т.е. лишении магической силы и заодно всех человеческих желаний и чувств) непокорных магов. Чтобы уметь контролировать магов, храмовники, сами не обладая магической силой, принимают лириум - особый порошок, усиливающий магию у магов или позволяющий ее чувствовать и контролировать у тех, кто ей не обладает.
И последней особенностью Тедаса, которую я опишу, являются Моры. История Моров такова: Тевинтерские магистры с помощью магии вошли в Тень во плоти, чтобы захватить Златой Град - место обитания самого создателя. Создатель низверг их, и они стали первыми порождениями тьмы - чем-то вроде орков Толкиена, даже происхождение схоже. Порождения тьмы обитают под землей, там и размножаясь, и очень досаждают гномам (собственно, из-за них гномьи города пустеют и королевство гномов приходит в упадок). Под землей порождения тьмы ведут бурную деятельность не только по размножению, но и по поиску древних богов. Найдя такого бога, они заражают его своей скверной, и древний бог пробуждается, становясь Архидемоном и ведя порождений тьмы за собой на поверхность. Архидемон имеет облик дракона, хоть драконом по факту не является. Война с порождениями тьмы, ведомыми Архидемоном, и называется Мором. В игре Dragon Age: Origins, собственно, и происходит Пятый Мор, когда порождения тьмы вылезли из-под земли и начали всех потрошить.
В Тедасе существует специальный орден борцов с порождениями тьмы - Серые Стражи. Это не просто опытные воины и бесстрашные бойцы. Каждый Серый Страж прошел особый ритуал Посвящения, выпив из чаши кровь порождений тьмы и тем самым приняв в себя часть скверны. После этого ритуала Серые Стражи получают иммунитет к скверне и способность чувствовать порождений тьмы, более эффективно с ними сражаться и в конце концов убивать Архидемона. Убийство Архидемона прекращает мор, как поимка золотого снича в "Гарри Поттере" прекращает игру. Без предводителя порождения тьмы быстренько сваливают обратно под землю.
Ух, много текста, да? А попробуйте кратко изложить структуру мира "Властелина Колец", например. Мир Dragon Age ничуть не меньше и даже, пожалуй, еще интереснее.
- Динамичные и гибкие игровые сюжеты.
Несмотря на то, что основная сюжетная линия каждой игры остается неизменной, в отдельных деталях каждый игрок строит свой собственный сюжет.
Начинается он с создания персонажа - это может быть мужчина или женщина (я ни разу не играла за мужика), представитель той или иной расы (в Dragon Age: Origins - эльф, гном или человек, в Dragon Age: Inquisition можно также сыграть за кунари, и только в Dragon Age II нельзя выбрать расу героя), представитель того или иного рода деятельности - воин, маг или разбойник. Кстати, именно серия игр Dragon Age привила мне вкус к магии, т.к. в большинстве RPG самые сильные игроки - это воины, а маги без доспехов и меча - первые жертвы любых монстров. Но в Dragon Age маги, ИМХО, самые сильные персонажи.
Каждая игра строится не только на прохождении основного сюжета, но и на множестве побочных линий, в том числе далеко не воинственных. Например, есть "боевые задачи" - очистить поселение от порождений тьмы, разделаться с шайкой разбойников и т.п., а есть задачи, которые определяют вашего героя как человека: принести трав для припарок больным беженцам, поговорить с кем-нибудь и убедить поступить так, а не иначе. Так персонаж по ходу игры не только прибавляет в характеристиках и наращивает ветки умений, но и движется по шкалам добрый/злой, рассудительный/сумасбродный, серьезный/ироничный и т.п. Я, например, люблю формировать ироничную героиню, которая без конца шутки шутит, над всеми глумится, но в общем-то добрая и не глупая.
Поступки главного героя формируют историю мира, которая в Dragon Age, кстати, наследуется из игры в игру: исходные параметры Dragon Age II строятся на результатах Dragon Age: Origins и Dragon Age: Awakening, хоть вы и играете в совсем другом месте совсем другим героем.
Кстати, результаты каждой игры можно импортировать в следующую.
Именно эта вариативность подталкивает проходить игру повторно, чтобы посмотреть, что будет, если вот в этот момент принять другое решение, а не такое, как до этого... И, знаете, я замечаю, что BioWare - тонкие психологи. Имеющиеся варианты так или иначе подстраиваются под ваш характер и тип личности, благодаря чему иногда прям сложно переступить через себя и ответить не так, как в первом прохождении, где ты ориентируешься на свои личные предпочтения. Например, я не могу в игровом мире игнорировать несправедливость, кого-то обирать, убивать зазря, хотя такие варианты есть. В то же время быть полностью хорошей и милосердной тоже не могу - над кем-то стоит поиздеваться, а кто-то и заслуживает справедливой мести.
- Персонажи-спутники.
Ооо, это моя любимая тема! Каждый персонаж Dragon Age - это самостоятельная личность не только с особыми навыками и умениями, но и характером, опытом, психотипом, достоинствами и недостатками. Например, какой должна быть ведьма-отступница, одна живущая с матерью в Диких Землях? Она не знает людей, воспитана циничной и жестокой, но мудрой матерью, общалась главным образом с дикими животными. Это Морриган - красивый персонаж Dragon Age: Origins. Она очень умна, но в то же время цинична и практична. Она не оценит широкие жесты и добродетельные поступки, но одобрит все, что практично, разумно и на пользу делу. В то же время ее внутренний конфликт с матерью дает соответствующие инструменты воздействия. Например, Морриган жестоко одобрит, если вы отомстите за нее ее матери - Флемет, и будет тронута, если вы подарите ей зеркальце - потому что когда-то мать отобрала и разбила у нее такое же.
Или Серый Страж Алистер из Dragon Age: Origins. Он - бастард короля, которого сначала унижали во дворце эрла, где он воспитывался, затем готовили в храмовники, чего он не хотел, затем призвали в Серые Стражи, чем обрекли на яркую и интересную, но скорее всего короткую жизнь. Каким может быть такой персонаж? Единственной его защитой от жестокого мира, не позволяющего жить так, как хочется, становится чувство юмора. Сарказм Алистера - его доспехи. И вы не получите его одобрения ни добротой и милосердием, но храбростью и воинственностью. Алистер ценит хорошую шутку и даже рад, если вы пошутите и над ним.
В Dragon Age я очень люблю именно таких персонажей - веселых, смешных и ироничных. Мне нравится гном Огрен из Dragon Age: Origins (он, видимо, так понравился своим разработчиком, что мы встречаем его как спутника и в Awakenings. Это вечно пьяный грубоватый гном, который пошло шутит, громко отрыгивает и вообще единственный, кто использует грубую лексику.
Например, диалог Огрена с Алистером:
Огрен: Ну что, с начальством стало быть?
Алистер: Что-что?
Огрен: Покувыркался, говорю, с начальством?
Алистер: Не понимаю.
Огрен: Травку, говорю, помял?
Алистер: О чём ты?
Огрен: Порезвился, если хочешь.
Алистер: О чём ты говоришь?
Огрен: Попрыгал лёжа, поездил на двуногой лошадке, поиграл в зверя с двумя спинами.
Алистер: Ты это всё прямо сейчас придумал?
Огрен: Неа, всю жизнь собирал.
В Dragon Age II моим любимым спутником был гном-наземник Варрик Тетрас, ставшим лучшим другом моего персонажа. Ах, этот безбородый остряк с волосатой грудью! Когда-нибудь соберусь пройти игру за гномку и попробую его закадрить. Каково же было мое счастье увидеть его в числе спутников и в Dragon Age: Inquisition! Варрик - разбойник, торговец и писатель с обширными связями, весельчак и балагур, который в то же время может быть очень мудрым и серьезным, когда дело касается важных вещей.
Также мне нравится персонаж по имени Андерс - маг Серый Страж, сбежавший сначала из Круга, потом из ордена. В Dragon Age: Awakening это просто бунтующий маг, не лишенный самоиронии, а в Dragon Age II - уже более серьезный персонаж. Андерс сломлен своим положением и не целостен, т.к впустил в свое тело дух Справедливости и стал с ним един. Его чувство обиды за всех магов Тедаса разжигается Справедливостью, и в итоге именно безрассудный поступок Андерса ложится в основу сюжета Dragon Age: Inquisition...
В Инквизиции мой любимый персонаж - тевинтерский маг Дориан, утонченный, умный, с чувством юмора. Дориан - гей (да, это выглядит нелепо, но в Dragon Age есть персонажи не только обоих полов, но и с различной ориентацией). Из-за этого у Дориана конфликт с отцом, магистром Тевинтера, у которого были особые матримониальные планы на сына. Дориан в игре показывает себя как верный друг, мудрый соратник и интересный собеседник.
Работа над каждым персонажем осуществлялась разными создателями или группой создателей игры, поэтому каждый уникален. И от своих личных симпатий и симпатий игроков некоторые персонажи кочуют из игры в игру, как это стало с Андерсом и Варриком. Иногда старые знакомые появляются эпизодически, не как спутники, но видеть их все равно приятно - прям старого знакомого увидел, только в обновленной графике!
- Возможность выстраивать отношения.
В Dragon Age каждый спутник может стать другом или соперником, а может и... затащить вас к себе в постель. Да-да. В зависимости от поступков и слов вы получаете одобрение или неодобрение спутника и можете с ним флиртовать. Причем разные спутники одобряют разные поступки, да и в любви имеют разные предпочтения. Например, если вы играете за женщину, то не сможете закрутить роман с геем-Дорианом. Если вы маг, то можете сколько угодно флиртовать с эльфом-воином Фенрисом, но не заманите его в свою спальню - Фенрис когда-то был рабом тевинтерского мага. Эльфийский маг Солас может питать нежные чувства только к эльфийке. А некоторые персонажи наоборот, бисексуальны и вполне толерантно относятся в межрасовым связям.
В первой игре мне понравились отношения с Алистером, который очень серьезно к ним относится. В конце игры можно даже выйти замуж за Алистера, если вы оба останетесь живы)))
Во второй игре все мужские персонажи, кроме Варрика, одинаково надломлены, и Фенрис, и Андерс вызывают сожаление. Однако как маг я предпочла собрата-мага.
В Инквизиции можно пошалить не только со спутниками, но и со своими советниками (там есть и такие типы персонажей). Правда, они все малоинтересны, и по-настоящему интригует только роман с Соласом, а для этого нужно играть за эльфийку.
Кстати, вся эта романтика на экране будет представлена и порывистыми поцелуями, и даже постельными сценами.
Забыла сказать, что и без вашего участия персонажи увлеченно болтают друг с другом и демонстрируют друг к другу то симпатию, то антипатию. Например, в Инквизиции веселая эльфийка-лучницы Сэра хорошо ладит с остроумным Дорианом, сам Дориан с опаской относится к кунари Железному Быку (у кунари война с Тевинтером), Железный Бык просит женщину-воина Кассандру потренироваться с ним, Кассандра бесится от шуточек Варрика, и т.д. Порой эти небольшие диалоги настолько остроумны, что уже ради них стоит играть.
- Возможность создавать внешность персонажа.
Ох, тут есть где наиграться любительнице макияжа и пластических операций. Чем выше игра, тем больше возможностей и нюансов делать своему герою или героине нос, кожу размер и форму глаз, губ, скулы, брови, цвет румянца и вообще всего.
Мне нравится делать разных персонажей, хотя я ни разу не пыталась сотворить кого-то, похожего на себя. Да что тут говорить, тут смотреть надо. И даже скриншоты вставлять не буду, они всех возможностей не передадут. Только на создании внешности можно залипнуть на целый вечер.
- Красивый визуал.
Даже устаревшая по нынешним меркам графика первой игры выглядит очень пристойно и гармонично. Много деталей, движения персонажей естественные, цвета натуральные. Мечами фехтуют, а не лупят по врагам, аки палками. К Инквизиции игра визуально вырастает в разы, становясь просто шедевром. Такое количество деталей - брызги на воде, листья на деревьях, травинки, огонь, магические элементы... Пейзажи - небо, вода, перспектива, архитектура. Создатели игры придумали и нарисовали настолько многообразный мир, что даже сложно себе представить, сколько сил, времени и воображения на это ушло. Десятки видов растений и животных, десятки персонажей с индивидуальными лицами, фигурами, костюмами. Множество доспехов и оружия.
Поэтому от четвертой игры я жду еще более красивой и детальной картинки. BioWare, только попробуйте меня разочаровать!
Ну что, достаточно ли сказано, чтобы заочно влюбиться в Dragon Age и побежать скачивать игру? Это далеко не простая бродилка, это целая эпопея, пожалуй, даже лучше, чем многие фэнтези-книги, потому что есть игровое погружение в события. Из игры непросто вынырнуть, она затягивает очень плотно, поэтому я бы даже предупредила будущих игроков об осторожности - есть риск забросить учебу, работу и личную жизнь)))
А теперь немного о самих играх.
DRAGON AGE: ORIGINS и DRAGON AGE: AWAKENING
Первая игра, где в зависимости от расы и класса персонажа можно сыграть 6 разных прологов. Тем не менее, в итоге ваш герой становится членом ордена Серых Стражей, а на дворе Пятый Мор. Совместные силы короля Ферелдена Кайлана и Ордена Серых Стражей уже почти обратили порождений тьмы в бегство, но неожиданное предательство в, казалось бы, последней битве переворачивает все с ног на голову: король Кайлан убит, орден Серых Стражей разгромлен, а остатки его объявлены предателями. В ходе игры вам предстоит вернуть своему ордену доброе имя, восстановить справедливость, отомстив предателям, ну и спасти мир, само собой.
Моя любимая фишка DAO - возможность дарить спутникам подарки, тем самым получая их одобрение или неодобрение. Как и в поступках и диалогах, разные персонажи ценят разные вещи. Например, ведьма Морриган любит красивые украшения, вор Зевран - слитки драгоценных металлов, а пьянчуга Огрен - выпивку. Некоторые подарки неожиданны и не сразу вяжутся с образом персонажа, например, суровый кунари Стэн любит живопись и будет рад подаренным картинам. По всем играм есть подробные прохождения, где можно подсмотреть, какому персонажу что придарить.
А еще одним из спутников тут является собака породы мабари, которой можно выбрать кличку. Она будет преданно вас любить и сражаться с вами, как полноценный спутник, разве что не говорит.
Основной сюжет игры так или иначе сделает вашего персонажа Героем Ферелдена. Можно героически погибнуть, а можно спасти мир без жертв. В любом случае финал очень эпичный и полон пафоса. От финала этой игры зависит появление кое-каких персонажей в DA II. Например, если в финале DAO Алистер стал королем Ферелдена, вы встретитесь с ним в DA II в крепости наместника, если остался Серым Стражем - то с другими бойцами ордена на глубинных тропах, а еще Алистер мог спиться, и тогда вы увидите его в таверне в Нижнем городе в сиську пьяным)))
Все события игры происходят в Ферелдене или под землей - в Орзаммаре, у гномов и на Глубинных тропах. На поверхности вы побываете в башне Круга магов и в лесу у эльфов, а также в поселениях Лотеринг, Редклиф и в Денериме - столице Ферелдена.
В DAA Героиня Ферелдена (если осталась жива) прибывает в Башню Бдения - место дислокации Серых Стражей в Амарантайне - чтобы начать возрождение ордена. Уже на подступах к башне становится понятно, что случилась беда - башня подверглась нападению, все стражи перебиты. Сюжет игры завязан на расследовании этих событий и возрождении ордена. Эта игра мало чем влияет на последующие, за исключением переходящего персонажа мага Андерса.
DRAGON AGE II
Люблю эту игру нежной любовью, хотя недостатков у нее больше, чем у первой и третьей игр.
В DA II нельзя выбрать расу - можно играть только за человека. Соответственно, пролог один. Кстати, фамилия ваша Хоук.
В DA II нельзя дарить подарки спутникам, да и в целом система отношений с персонажами довольно мутная. Я даже случайно вступила в лесбийские отношения, неосторожно пофлиртовав с одной из спутниц (некоторые принимают доброту и любезность за флирт - все как в жизни).
В DA II вы играете на очень ограниченной территории - это город Киркволл в Вольной Марке и его окрестности. Сами локации очень маленькие даже по сравнению с DAO. При этом очень много "дословно" повторяющихся локаций, хотя по сюжету это совершенно разные места. Из-за этого игра оставляет ощущение недоработанности.
Зато персонажи, характеры и сюжет очень яркие.
События DA II начинаются во время бегства от пятого Мора из гибнущего Лотеринга (т.е. по времени начинаются чуть позже, чем события DAO, и где-то идут параллельно). Ваш герой с семьей спасается от порождений тьмы, убегая из гибнущего города вместе с матерью, сестрой и братом. Мать предлагает бежать в Киркволл, откуда она сама родом и откуда она сбежала с вашим отцом - магом-отступником. Правда, до Киркволла доберутся не все...
А там вам придется строить жизнь заново, поднимаясь от самых низов и постепенно укрепляя свое положение в обществе. Ключевым событием на этом пути станет экспедиция на Глубинные тропы, а то, что там произойдет, навсегда изменит и вашу жизнь и отношения в семье, и жизнь всего Тедаса, положив начало событиям Инквизиции. Кроме того, в одном из ключевых квестов "Наследие предков" вы сразитесь с главным антагонистом Инквизиции - древним тевинтерским магистром Корифеем.
В DA II вы поближе познакомитесь с культурой кунари, которые засели в Киркволле. Именно в DA II они приобретают свой аутентичный рогатый вид - в DAO-то ваш спутник-кунари Стэн почему-то безрогий. Ну и диалоги с ними будут весьма интересные, поскольку Кун - довольно странная философия.
Визуал в DA II уже близок к современному, и наконец-то маги начинают эффектно работать посохами, а не делать медленное и печальное пыщ-пыщ, как в DAO.
Если вы планируете строить отношения в игре и особенно если вы играете за мага, советую Андерса. Именно действия этого персонажа в финале игры заварят ту кашу, которую на протяжении многих игровых часов будет расхлебывать Инквизитор в DAI. А если вы найдете в себе силы и достаточно любви, чтобы простить Андерса, то Хоук, которого вы встретите в DAI, даже упомянет о своем спутнике, которого "нельзя надолго оставлять одного".
Кроме уже упомянутого Алистера, в DA II вы встретите и других персонажей DAO - мать Морриган Флемет, "левую руку" Верховной жрицы Лелиану, а также Зеврана, все такого же беззаботного и беспринципного.
Финал игры послужит мощной завязкой игре следующей.
DRAGON AGE: INQUISITION
DAI собрала в себе все лучшее из предыдущих игр (кроме подарков) и даже превзошла их. Это огромный игровой мир, необозримые территории (вы обойдете и объедете весь Тедас, за исключением северных территорий. Локации гигантские. Нововведения по сравнению с предыдущими играми:
- есть лошади и другие ездовые животные. ускоряющие передвижение по локациям;
- много ресурсов - трав и металлов, а также кож и тканей, из которых можно варить кучу зелий и крафтить себе офигенные доспехи. Серьезно, самые лучшие игровые предметы - это те, которые вы сделаете себе сами;
- много заданий для любителей коллекционировать и собирать;
- много заданий-головоломок (я такие люблю);
- много внимания уделяется взаимоотношениям со спутниками и советниками, на каждого за игру приходится по 1-2 личных квеста;
- есть элементы стратегии - действия, которые игрок совершает не на земле, а "на карте", пользуясь возможностями советников;
- очень удобная карта.
Ух, короче, это крутота крутотенская, даже не знаю, как описать все фишки игры!
Сюжет начинается с того, что вы в плену и ничего не помните, а у вас на руке странная магическая метка. Постепенно, а местами и грубо, вас вводят в курс дела: на Конклаве, созванном Верховной жрицей, дабы уладить дела с Кругами магов (ух, там Андерс такого наворотил!), произошел взрыв. Место собрания разрушено, Верховная жрица убита, все смотрят друг на друга косо - Орлей на Ферелден, Ферелден на Орлей, маги на храмовников, храмовники на магов. Да еще и по всему Тедасу появились разрывы в Завесе - незримой грани, отделяющей реальный мир от Тени, и оттуда пачками лезут демоны. По стечению обстоятельств ваша метка помогает закрывать такие разрывы. С этого и начинается ваш путь спасения мира и становления новой (точнее, хорошо забытой старой) мощной военно-политической организации - Инквизиции.
Именно под впечатлением от Инквизиции я жду, то четвертая игра выйдет просто крышесносной. Что ж, ждем.
Надеюсь, вы осилили такой большой текст (короче просто невозможно). Если у вас есть вопросы по играм или вы хотите увидеть статью с советами по прохождению (есть у меня такая задумка), пишите в комментариях.