Темой нашего октябрьского марафона стала книга Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня". Пожалуй, это один из самых знаменитых и обсуждаемых романов автора, отзывы на который, вот уже на протяжении нескольких лет, остаются весьма противоречивыми.
Но когда как не сейчас начинать знакомства с ней? Ведь в 2017 году Исигуро удостоился Нобелевской премии в области литературы. Формулировка Комитета была следующей: «В романах большой эмоциональной силы раскрыл бездну, таящуюся под нашим иллюзорным чувством связи с миром». И зная творческий путь автора и его победы, с этим сложно не согласиться. Его книги переведены более чем на тридцать языков, жюри престижной Букеровской премии единогласно (!) присудили ему победу за роман "Остаток дня" в 1989 году, а после публикации первой книги Исигуро выдвинули на грант как "лучшего молодого британского писателя". Этот список можно продолжать бесконечно... успехи этого человека восхищают, поражают и вызывают желание познакомиться с его творчеством.
Книга «Не отпускай меня» была издана в 2005 году. По версии журнала «Тайм» признана главным романом года и включёна в список 100 лучших англоязычных произведений c 1923 по 2005 годы. На русском языке опубликована в 2007 году. В 2010 году книгу экранизировал режиссер Марк Романек.
Аннотация:
"Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы. Это роман-притча, это история любви, дружбы и памяти, это предельное овеществление метафоры "служить всей жизнью".
Лена (Ligea):
С Кадзуо Исигуро я познакомилась впервые лет 10 назад, и первый роман, который я прочитала, был как раз «Не отпускай меня». Многим не нравится этот слишком созерцательно-меланхоличный стиль в книгах Исигуро, без экшена и закрученного сюжета, а мне он наоборот близок. Вроде бы ничего не происходит, какие-то отдельные диалоги, пространные описания, все течет очень плавно и непонятно в какою сторону. Но когда закрываешь последнюю страницу, каждый раз понимаешь, что это как хитрая китайская шкатулка, со множеством тайных ящичков и загадок. Я никогда точно не уверена в том, что хотел рассказать автор, но всегда имею много версий и размышляю некоторое время над всей этой метафоричностью.
«Не отпускай меня» - не самый лучший роман у Исигуро, на мой вкус. Нет, здесь присутствуют все те художественные элементы, которые характерны автору: мягкое неспешное повествование, полутона-полунамеки, нам, как и героям романа, «говорят и не говорят» одновременно. Атмосфера закрытой школы через обрывки воспоминаний взрослой женщины тоже интересны, все эти фрагменты фраз, касания рук, мелкие обиды и волнующие вопросы, которые нельзя обсуждать вслух, – все это здорово и затягивает. Но у меня основная претензия к центральной теме книги. Неактуально это сейчас, даже в момент выхода романа в печать уже было поздно. Тема клонирования волновала людей в период овечки Долли, т.е. 1996 и еще пару лет после. Роман вышел в 2005, а сейчас в 2017 проблема совсем потеряла актуальность. Нас и так очень много, и гораздо больше вероятность, что в качестве доноров будут использовать живых людей, которым не повезло родиться в неправильное время в неправильном месте. Кто считает этих беженцев и людей в зонах военных конфликтов?
Но с другой стороны темы любви, предательства, дружбы – это актуально всегда, и в «Не отпускай меня» эти вопросы глубоко и тщательно проработаны. Если воспринимать книгу не буквально, а как метафору, то можно найти отголоски очень многих проблем, живущих в нашем обществе. Все мы живем в условиях, когда нам не договаривают и не объясняют, что происходит. Лучше знать о будущем, даже не самом радужном или жить в счастливом неведении? Задумываемся ли мы о том, кто и в каких условиях делает вещи, которыми мы пользуемся и на ком испытывают лекарства, которыми мы лечимся? Ради благополучия одних людей можно пожертвовать жизнью других?
Я читала разные рецензии на эту книгу и часто встречала такие, где люди «заливались слезами или находились в шоке». Признаюсь, у меня ничего такого не было. Эта история, конечно, грустная, но герои держатся с достоинством и с самого начала было очевидно, что хэпиэнда не будет. Так что для меня эта книга не душещипательная love story, а скорее философский роман, который заставляет задуматься.
Вопрос тем, кто прочитал. А вас не удивило, что ни разу никто из воспитанников не пробовал сбежать? В Хейлшеме это сделать, наверное, было тяжело, но потом у них же была почти свободная жизнь, без надзирателей и какого-то контроля, теоретически возможность была…
Оценка 4.
Дороги я выбирала самые глухие, какие знала, где темноту рассеивали только наши фары. Изредка попадались встречные фары, и тогда мне казалось, что это помощник вроде меня, который возвращается куда-то один или, может быть, со своим донором. Я понимала, конечно, что здесь ездят другие люди, но в тот вечер мне представлялось, что все темные второстепенные дороги страны существуют только для таких, как мы, тогда как для всех остальных — большие яркие автострады с громадными дорожными знаками и первоклассными кафе. (с)
кадр из фильма "Не отпускай меня"
Марина (Marina Shubina):
Название говорило само за себя. Я сразу понимала, что книга не окажется остросюжетным детективом или триллером, я не найду в ней ужасов японского цикла романов "Звонок", да и особой интриги, скорее всего, тоже. Но описание меня внезапно заинтересовало, и я приступила к чтению.
Поначалу... нет, на самом деле, довольно продолжительное время мне казалось это огромной ошибкой. Я недоуменно спрашивала у людей, а будет ли здесь происходить хоть что-нибудь, но получала лишь отрицательные ответы. И страдала.
Первые глав четырнадцать-пятнадцать шли очень тяжело. Это было очень странно: я сидела с книгой, читала строчку за строчкой, листала страницу за страницей и была уверена, что прошло уже много времени, и позади минимум треть. Потом я переводила взгляд на часы, затем на счетчик страниц и сильно удивлялась. Оказывалось, что я едва осилила главу, а цифры на часах почти не сдвинулись с места. Пожалуй, мало что на моей памяти могло заставить время двигаться настолько медленно. Были дни, когда я даже не хотела открывать книгу. Да что там — я даже смотреть в ее сторону не могла, уже от этого мне становилось невыносимо скучно.
Настолько мне было неинтересно читать пустой пересказ событий из глубокого и не очень детства героини, проведенного в Хейлшеме с друзьями, опекунами и увлекательными (а чаще не очень) событиями. По большей части это были самые обычные детские проблемы, пусть и необычных детей, и мне на них было — уж простите за прямоту — мягко говоря, наплевать.
К пятнадцатой главе, на самом деле, изменилось немногое. Никакого действа по-прежнему не происходило, детишки подросли, их проблемы сменились подростковыми — и тоже вполне типичными. Вот только теперь наконец-то начали появляться вопросы. Автор очень искусно вплел их в повествование, и я сама не заметила, как моя скучающая физиономия несколько оживилась, а глаза побежали по строчкам быстрее. В сюжете появилось хоть что-то, за что можно было зацепиться моему не очень юному, но все еще пытливому уму. Я перестала браться за книгу через силу, хотя не могу сказать, что у меня проснулся безумный интерес. Скорее, ненавязчивое любопытство.
Еще чтению мешала бесконечная рефлексия Кэти (да, мне мешало то, на чем книга, собственно, и построена). Она раздражала, иногда даже очень. Я закатывала глаза и думала, как так вообще можно жить — в постоянных воспоминаниях о прошлом, в мыслях о том, как лучше было сказать, сделать, поступить. Ведь все уже там, позади, ничего не изменить. Возможно, в этот раз я была не слишком умна и не сразу осознала, что ничего другого у Кэти просто нет. Когда твое настоящее — это одиночество, постоянные переезды, доноры, выемки и умирающие друзья, а будущее... нет. Будушего у тебя нет. Тебя его лишили, тебя научили думать так, что его не может быть. И воспоминания о тех нелепых детских и подростковых проблемах, максимально приближенных к настоящей человеческой жизни — это все, что у тебя есть.
И постепенно мы перешли к главному. К тому, что оставила после себя книга. А оставила она недоумение от осознания того, как кто-то в очередной раз распорядился чьими-то жизнями. И беда даже не столько в том, что детей создали специально, чтобы в будущем превратить их в ходячих запчастей. По-моему, самое страшное с ними делали в Хейлшеме. Вы только подумайте: этих детей растили, воспитывали, учили мечтать и чувствовать, им разрешали быть людьми, зная, что впереди у них ничего нет. Только выемки. Ужасно неприятное слово, тем не менее, показывающее всю суть. Ты не человек. Ты просто склад органов, которые у тебя однажды вынут. Верь, люби, надейся и мечтай, но всегда помни об этом.
Мне сложно определиться с оценкой. Если отбросить всю лирику, то это, очевидно, совсем не мой жанр ("господи, как скучно, когда оно закончится, за что?!"). Однако эмоции-то книга вызвала. Не очень сильные, скорее, такие же вялотекущие, как и сам сюжет. Но вызвала же. Значит, автор смог зацепить какие-то струны моей, с позволения сказать, души. Значит, все было не так уж и зря.
Видимо, в итоге я остановлюсь на хорошей и уверенной тройке. С припиской о том, что это просто не мой жанр.
Мы все умираем. Никто из нас в действительности не воспринимает жизнь и не чувствует её всё время. (с)
Даша (mrs_serejkina):
Странно, но узнав название книги для марафона, я ничего не заподозрила. Впрочем, рыская по сети в поисках полной версии книги, тоже. И, лишь приступив к чтению, поняла: где-то я это уже видела или слышала. И тут до меня, что называется, дошло: я же фильм смотрела с таким названием! И совсем недавно, даже хорошо помню сюжет.
Возможно, именно это сыграло свою роль, но «Не отпускай меня» пошла у меня не так легко, как ожидалось и хотелось бы. Во-первых, хоть роман и не назовёшь дневником или мемуарами в полном понимании слова, воспринимается он именно как нечто среднее между ними. Во-вторых, может, я и нагнетаю, но на протяжении всего чтения надо мной словно довлела какая-то гнетущая, тяжёлая атмосфера недосказанности и скрытности.
Итак, в центре романа три героя: Кэт, от лица которой и ведётся повествование, её подруга Рут и их друг Томми. Всех героев мы видим только глазами Кэт, которая воспринимает их через призму своего субъективного отношения. Это, конечно, логично – она же вспоминает свое прошлое, но мне так и не хватило чего-то, дающего возможность увидеть Рут и Томми своими глазами и составить о них своё мнение.
Но самым главным камнем, о который я спотыкалась во время чтения, была сухость и какая-то словно эмоциональная усталость. Допускаю, что это специально было допущено автором, дабы лучше показать состояние Кэти, но я не прониклась. Я даже не представляю себе подобную отрешенность в воспоминаниях о всей прожитой жизни, особенно о такой необычной. Детство ли, юность или уже взрослые годы – героиня повествует очень подробно и обстоятельно, но как-то механически. Благодаря этому я не поняла, откуда вдруг взялось чувство к старому другу. Где оно было на протяжении всей книги? Почему Кэт в своем рассказе никак этого не обозначила? Обиды и ссоры были, недомолвки – тоже. А любовь где таилась? Была ли она вообще? Хоть у кого-то там? Скрупулезно и дотошно перебирая воспоминания, Кэт пыталась представить то или иное событие предпосылкой к последующим, давала оценку своим и чужим действиям, но словно не испытывала ярких чувств.
Такая щекотливая тема как клонирование, её этическая сторона – это же непаханое поле для полёта мысли и каких-то философских рассуждений, провокация для читателя и повод для хайпа. А здесь ничегошеньки нет, несмотря на заявленную претензию.
В общем и целом, к моему сожалению, роман «Не отпускай меня» мне не понравился. И это тот самый случай, когда фильм оказался для меня лучше, чем книжный оригинал. Что интересно, такое на моей памяти произошло впервые. Я даже этот отзыв вымучивала как могла, просто «не лезло» ничего.
Оценка 3/5.
Уверены? Вы говорите вы уверены? Уверены, что любите друг друга? Но как вы можете это знать? Вы думаете, любовь - такая простая вещь? (с)
Рита (Fleur):
Я давно собиралась прочесть "Не отпускай меня", но откладывала каждый раз из-за слишком сильных слов о моральном опустошении после того, как последняя страница окажется закрытой - не хотелось лишний раз расстраиваться. Но тема марафона внезапно порадовала, появилась веская причина познакомиться с книгой, о которой так давно была наслышана. Вот так и получилось, что открыла роман вечером в пятницу, а закрыла под утро субботы. Слез не было и обещанного опустошения тоже, но мысли в голове все крутились и крутились, возвращая к прочитанному сюжету и мешая заснуть. Герои не отпускали, а история продолжалась жить.
После этой книги захотелось познакомиться и с другими произведениями автора, потому что его стиль письма просто покорил. Размеренное повествование с мастерски выверенным ритмом, полностью погружающим в эмоции главной героини. Я не читала что-то отстраненное, я просто видела мир глазами Кэти. И надо отдать должное, картинка этого мира ни разу не вызвала у меня вопросов - его просто принимаешь таким какой он есть. Постоянная усталость, руки за рулем, пыльные дороги, обреченность, смирение и безоговорочное принятие себя. Виртуозно. Неподражаемо. Так мастерски точно воссоздать чувства и антураж, мне кажется, получается далеко не часто. Книга о детстве, о любви, о жизни. И о тех глобальных вопросах, которые останутся актуальными всегда.
Сильно ли мы задумываемся о том, как получаем то, чем привыкли пользоваться ежедневно? Все наши "блага цивилизации" - косметика, медицинские препараты, продукты, в конце концов. Они ведь тоже на ком-то тестируются, только мы не сильно привыкли об этом говорить. Черный рынок органов в последнее время стал самой обсуждаемой темой, как бы не старались ее замалчивать. А нравоучения веганов, чаще всего, хочется просто пропускать мимо себя, чтобы хоть на секунду не впустить в свой мир то, что может его растравить. Получается, наш комфорт, привычный быт и здоровье - все имеет свою цену? Только проще всего думать, что эта цена, вполне, справедлива и логична. Просто, что если однажды и наше государство решит пойти на крайние меры и позаботиться о здоровье своих сограждан таким образом? Кто первым закроет глаза на обратную сторону медали? Ведь своя жизнь всегда намного дороже чужой. Согласитесь, об этом не очень хочется думать в контексте себя и своих близких.
Книга актуальная. Книга сильная в своей простоте и в вопросах, которые подкидывает раз за разом. В большинстве прочитанных до этого рецензий я видела вопрос о том, почему дети не пытались бежать? Почему не хотели изменить свою судьбу? Но по большому счету, много ли среди нас тех, кто готов бороться? Нас не устраивает работа, страна, общество, политеческая система, мы обсуждаем, кричим, ругаемся, но... продолжаем жить так, как живем. Мы не ломаем мир, но мир продолжает ломать нас. Внутренний страх большой и свободной жизни всегда будет сильнее желания эту жизнь прожить. Мечты о "большом и красивом офисе со стеклянными окнами" зачастаю так и остаются мечтами. Дети никогда не убегут, и именно это понимание убивает меня сильнее всего.
В этой книге нет динамики и развития, но есть японская меланхолия и созерцательность, позволяющая увидеть мир под другим углом зрения. Попробуйте, вдруг у вас получится?
И однозначно 5 из 5.
Я видела стремительно возникающий новый мир. Да, более технологичный, да, более эффективный. Новые способы лечения старых болезней. Очень хорошо. Но мир при этом жесткий, безжалостный. И я видела девочку с зажмуренными глазами, прижимавшую к груди старый мир, более добрый, о котором она знала в глубине сердца, что он не может остаться, и она держала его, держала и просила не отпускать ее. (с)
кадр из фильма "Не отпускай меня"
Ника (Nostalgia):
Пожалуй, это одна из наиболее серьезных книг современников, которые читала в последнее время. И мне в целом понравился мир этой книги, сами персонажи, их чувства и анализ прошлых ошибок. Мне очень понравилось то, как описывается осторожность и тревога в детском возрасте. Все вот эти полуправды, тайны, загадки… Мне близок стиль повествования, я захотела после этой книги прочесть и другие.
Не хватило мне, пожалуй, во всем этом детского отчаяния и экспериментаторства что ли, без которого почти никто не взрослеет.
Каким бы замкнутым пространством не ограничивали детей, они от этого не становятся смирными. В них все равно кипит жизнь, есть стремление пойти наперекор, попробовать недозволенное, сбежать, порезать вены, я не знаю, что угодно сделать. У Исигуро же дети смиренны, как стадо скота. Любое закрытое учреждение типа Хейлшема, сдерживающего столько молодых людей под одной крышей, столкнулось бы с бунтом, попыткой вырваться в другой мир. Но здесь дети как вялые амебы, будто они уже пенсионеры в доме престарелых, покорно ждут того дня, когда их поведут на убой.
Я тут вспомнила Холдена из «Над пропастью во ржи» (Ему тоже было все нельзя!), который как слепой котенок тыркался во взрослую жизнь. Пытался что-то повторить, где-то сымитировать. Он переигрывал и нарывался, но в целом я в каждом его действии узнавала себя. Потому что он был любопытный и смелый, как и положено детенышу. Вообще любому. Наверное, некорректно сравнивать эти книги и этих персонажей, но так как они обе про взросление, я позволила себе это сделать.
Я поняла, как мне кажется, фишку автора. Может это и слишком самонадеянно, но мне показалось, что он старается безэмоционально говорить о больных вещах, о сложных. Все эти органы, выемки, предназначения – окутаны тайной. И ото всех опекунов лед, и между всеми детьми лед. Между ними нет слияния, нет типичной дружбы, когда сопли-ссоры-мириться-обниматься. Они все настолько сами по себе, настолько одиноки с самого начала, что не знаешь, как это воспринимать. Многие детские поступки в этой книге кажутся чересчур взвешенными и взрослыми. Так и что же, только обреченный человек, получается, имеет хорошее самоуважение? Неужели для того, чтобы всем нам научиться быть цельными и отдельными нужно тоже постоянно держать в уме конечность жизни?
Ну и пару слов об утопическом сюжете. Конечно, клоны похожи на обычных людей, они точно такие же как мы. И естественно, негуманно вести себе подобных на смерть под лозунгом благого дела. Сейчас рассматривают законопроект, когда каждый автолюбитель при получении прав подписывает бумагу, что в случае аварии с летальным исходом он разрешает отдать свои органы на трансплантацию. И я вот думаю, а почему нет? Может и ездить аккуратнее начнут.
Оценка 4/5
...Мне все чудится река, течение быстрое-быстрое. И двое в воде, ухватились друг за друга, держатся изо всех сил, не хотят отпускать — но в конце концов приходится, такое там течение. Их растаскивает, и все. Так вот и мы с тобой. Жалко, Кэт, ведь мы любили друг друга всю жизнь. Но получается, что до последнего быть вместе не можем. (с)
Как видите, даже отзывы наших авторов оказались весьма разными и противоречивыми. Но здесь, пожалуй, тот самый случай, когда мнение лучше всего составить самому, поэтому, с интересом будем ждать ваших комментариев.
Что думаете вы по поводу книги "Не отпускай меня"?